Агроиндустриальная корпорация «АСТОН» в кризисный год увеличила продажи растительного масла более чем на 80%, а сейчас реализует ряд инвестпроектов, которые существенно увеличат продажи компании. По словам гендиректора компании Вадима Викулова, корпорация в ближайшие годы будет всецело ориентироваться на удовлетворение внутреннего спроса в стране
Вадим Викулов
Фото: Татьяна Черкезян
Несмотря на то, что Вадим Викулов — публичная фигура, представляющая Ростовскую область на всех основных публичных деловых площадках, однако интервью он дает редко. Особенно в последние пять лет, когда он стал совмещать руководство АСТОНом с руководством Агентством инвестиционного развития Ростовской области (АИР). Предпочитая не смешивать две свои ипостаси, Вадим Викулов, как правило, публично высказывается о проблемах привлечения инвестиций в регион.
о своей работе в АИРе Викулов впервые говорил как бизнесмен. Предприниматели ведь, как правило, не ощущают себя обязанными привлекать инвестиции в тот регион, в котором они работают. И, тем не менее, Вадим Викулов это делает. Ответ на простой вопрос «почему?», начавшись с понятия «экологичности среды», получился небанальным.
— Вадим Иванович, выступая на нашем форуме крупнейших компаний юга России, вы сказали, что реальная выручка группы «АСТОН» примерно втрое выше, чем указано в последнем рейтинге «Эксперт
— В течение последних пяти лет АСТОН выпускает консолидированную отчетность по МСФО. Аудитором является международная компания KPMG. В прошлом году мы сместили период отчетности с конца декабря на конец июня: наша компания связана с работой сельхозпроизводителей, поэтому логично, что мы оперируем периодом от урожая до урожая — с июля одного года до июня следующего. С июля 2007 года по июнь 2008−го объем продаж группы достиг 18,3 миллиарда рублей. Несмотря на изменившиеся экономические условия, за следующие 12 месяцев продажи выросли до 18,5 миллиарда рублей.
— За счет чего удалось увеличить объем продаж?
— Основной акцент мы делали на потребительский сегмент: объем продаж увеличился на 89 процентов — до 4,5 миллиарда рублей. При этом АСТОН остается крупнейшим российским экспортером наливного растительного масла, занимая 11 процентов в общем объеме российского экспорта.
— Чем объясняется феноменальный рост потребительского сегмента? Рос рынок или вы?
— Продукция максимально большего передела всегда была основным фокусом нашего внимания. Для увеличения объемов продаж мы, с одной стороны, создаем релевантный образ продукции АСТОН, то есть стремимся, чтобы продукция вызывала положительные эмоции у наших потребителей. С другой стороны, мы работаем над повышением эффективности товаропроводящих путей. У нас прочные длительные отношения с большинством федеральных торговых сетей — Х5 Retail Group, Metro Cash & Carry, «Ашан», «Копейка» и другими. В совокупности на них приходится более 50% продаж наших растительных масел в потребительском сегменте. Этот процент повышается за счет частных марок торговых сетей, которые производятся на предприятиях АСТОНа.
Росту объемов продаж способствует и расширение ассортимента. Сейчас мы серьезно занимаемся темой функциональных продуктов питания — продуктов с новыми полезными свойствами, которые положительно влияют на здоровье человека. К функциональным продуктам мы относим высокоолеиновое подсолнечное масло, которое позволяет нашему главному потребителю — женщине — снизить риски онкологических,
— Какова сейчас доля компании на рынке рафинированного масла?
— По нашим расчетам, сейчас совокупная доля по всем торговым маркам составляет 10 процентов российского рынка. Но для нас более важным показателем является качество портфеля продаж, который учитывает как потребительский сектор, так и поставки в сегменте В2В. И наша задача — сбалансировать портфель продаж, чтобы доходность на единицу продукции была наивысшей.
— Структурное соотношение долей разных сегментов можно обозначить?
— Эта модель постоянно меняется. В третьем квартале 2009 года потребительская продукция занимала около 65 процентов, 30 процентов — рапсовое масло для биоэнергетики. Поставки в сегменте В2В составляли около 5 процентов, в 2010 году мы планируем увеличить объем до 7–10 процентов. Этот сегмент не предполагает колебаний: поставки характеризуются ежемесячными стабильными объемами.
— Потребительская способность снижалась везде — никто не покупал впрок. Многие покупатели сократили чек, некоторые пошли на компромисс со здоровым профилем своей потребительской корзины, стараясь купить менее качественные продукты,
— Получается, что рост был для вас неожиданностью — вы как будто готовились к более грустной ситуации?
— Нельзя сказать, что мы готовились — покупательские предпочтения изменились достаточно быстро, и это наблюдалось
— Одна из последних новостей о компании — присоединение Миллеровского МЭЗа в виде филиала к ОАО «АСТОН». Прежде вы не торопились консолидировать активы, почему сейчас это стало необходимым?
— Будет правильнее сказать, что консолидация Миллеровского МЭЗа завершилась в 2004 году, когда АСТОН стал мажоритарным акционером предприятия, а спустя несколько лет — владельцем 100 процентов акций. Также происходило и с другими активами. Сейчас идет структурная реорганизация группы компаний «АСТОН». В июле 2009 года ООО «АСТОН» было реорганизовано в открытое акционерное общество «АСТОН Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты» с шестью филиалами.
— От ряда бизнесменов мы слышали, что в кризис для них квартальный план стал считаться долгосрочным. В вашей компании был период такой неуверенности? На какое время вперед вы сегодня прогнозируете развитие компании?
— Стратегическое планирование АСТОНа строится на семь и более лет, инвестиционные горизонты — это 50 лет и более. Ведь если мы сейчас строим завод, оснащаем его ультрасовременным оборудованием, внедряем энергоэффективные и инновационные технологии, то этот завод будет эффективно работать минимум 50 лет. Понимание перспектив развития повышает устойчивость компании.
— Можно ли сказать, что компания сейчас ориентируется прежде всего на рост внутреннего рынка?
— Да. Мы российская компания и считаем, что фокусом для себя должны определять российский рынок и рынок постсоветского пространства.
— Какой будет компания в перспективе семи лет? Какими еще компонентами может быть дополнено направление, связанное с глубоким переделом сырья?
— Мы планируем расширить линейку продукции в сегменте В2В, добавив пищевые ингредиенты. Следующий проект АСТОНа — создание предприятия по производству крахмалопродуктов
— Каковы сроки окупаемости? Какие задачи вы ставите на период реализации первого этапа проекта?
— В модель семилетнего стратегического планирования мы вписываемся. Окончательные сроки окупаемости будут зависеть от того, насколько мы сможем увеличить продажи продуктов высокой добавленной стоимости, большего ценового передела. Круг потребителей крахмалопродуктов
— У вас всегда был довольно большой выбор инвестпроектов, которые в принципе вам интересны. Как определяете приоритетные для
— Приоритетны проекты, отличающиеся высокой эффективностью и генерирующие рост продаж. Например, в конце прошлого года после реконструкции введен в эксплуатацию Миллеровский завод по производству растительных масел. Мощности предприятия увеличены в 2,5 раза — создан новый завод, способный перерабатывать до 400 тысяч тонн семян подсолнечника, сои, рапса в год. Весь проект модернизации завязан на внедрении инновационных, энергоэффективных технологий. Обеспечивать Миллеровский завод тепловой и электрической энергией будет собственная ТЭЦ, работающая на возобновляемом органическом топливе. Перерабатывая биоресурсы — лузгу подсолнечника, соломы, иные отходы сельхозпроизводства — в технологический пар и электроэнергию, продавая излишки этой энергии другим пользователям, мы снижаем свои издержки по производству сырого масла практически до нуля. Строительство аналогичной ТЭЦ на Морозовском комбинате завершится весной 2010 года. Общий объем инвестиций в инновационные проекты, которые мы сейчас завершаем, превысит 2,5 миллиарда рублей.
В этом году мы начнем модернизацию завода по переработке риса в Краснодарском крае, производственные мощности вырастут в четыре раза. Как и производство крахмалопродуктов
Создание тепличного хозяйства — этот проект
— За счет каких средств реализуются инвестиционные проекты? Насколько вы нуждаетесь в привлечении дополнительных ресурсов сейчас?
— У нас никогда не было проблем с финансированием нашей деятельности. Мы сотрудничаем с российскими и иностранными банками, кредитные лимиты зачастую превышают наши потребности. Конечно, мы используем и собственный капитал: несмотря на периоды турбулентности в экономике, финансовые показатели нашей компании стабильны.
— Несмотря на то, что вы — активный инвестор и хорошо понимаете, что именно инвестору нужно в регионе, я хотел бы спросить, почему
— Этот вопрос соотносится с темой экологичности нашей жизни. Экологичность — это понятие всеобъемлющее, оно не может касаться отдельной семьи, отдельного производства, отдельного бизнеса. Это касается всей окружающей среды. И нельзя рассчитывать на то, что, создавая ценности в отдельно взятой компании или в отдельно взятой семье, мы добьемся экологичности той среды, в которой мы живем. Многие сегодня занимаются, например, благотворительностью, деятельностью, которая не предполагает никаких дивидендов, — делают это тихо, без огласки. Потому что они хотят повлиять на окружающую среду, хотят, чтобы она была дружелюбной и экологичной. А цель Агентства — принести как можно больше благ и пользы для Ростовской области. Достижение этой цели мы видим в привлечении инвестиций, в создании новых предприятий, в организации новых рабочих мест. Тем самым обеспечивается рост поступлений в бюджет, а это даст возможность увеличивать затраты на реализацию социальных программ, повышать качество жизни.
Мы не можем закрыться в бизнесе и сказать, что, просто заплатив налоги, будем спать спокойно. Нет, мы не будем спать спокойно. В России остастся много людей, которые живут с очень низкими доходами, бюджеты все еще недостаточно велики для того, чтобы у нас были чистые города и хорошие дороги, освещенные улицы, обустроенные дворы. Если мы этого не решим, то мы не приобретем ощущение комфорта для себя. И если то, что делают сегодня сотрудники агентства, может приблизить эту цель, то ради этой цели нужно работать.
— Срок контракта Агентства с администрацией Ростовской области заканчивается. Условия контракта выполнены?
— Обязательства по госконтракту для Агентства заканчиваются не ранее весны 2010 года. Но мы уже можем говорить о первой пятилетке своей работы, поскольку
— Со стороны кажется, что есть направления стимулирования инвестиционной активности, которые в Ростовской области малоосвоены. Например, региональный бизнес — активный инвестор, но помогает
— Из множества направлений стимулирования нужно выбирать те, что лучше всего будут работать в конкретной экономической ситуации. Главный инвестор в Ростовскую область сегодня — сама Ростовская область. По сравнению с «тучными годами» в период кризиса сократилось число компаний, готовых инвестировать. И регионы, и страны, которые хотят заполучить к себе действительно интересных и полезных инвесторов, лидеров в своих сегментах рынка, должны проявлять больше лояльности к этим компаниям, предлагать инвесторам более комфортные условия. Регион может проявлять лояльность к инвесторам, например, софинансируя коммуникации, что позволяет компании быстрее и дешевле построить новый завод или фабрику.
Но сейчас финансовые возможности для демонстрации такой лояльности у всех регионов и стран сократились. Соответственно, большей лояльности возможно добиться в той области, что не требует дополнительных затрат: улучшение инвестиционного климата, облегчение бюрократических процедур. В частности, Ростовская область стала внимательнее подходить к нуждам инвесторов, связанным с прохождением различных разрешительных бюрократических процедур. Пример — работа межведомственной комиссии под председательством
— Существующая схема работы оптимальна на данный момент или необходимо расширить полномочия и обязанности Агентства?
— Полномочия и обязанности Агентства определяются госконтрактом, где основным показателем эффективности является объем привлеченных инвестиций. Есть дополнительные сектора ответственности — они касаются создания благоприятного образа Ростовской области и участия в создании
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение