17:00, 01.02.2021 — От первого лица
автор: MilkNews

Владимир Кашин, Госдума. Безопасность продуктов станет важнейшим направлением в работе аграрного комитета


За применением пестицидов и агрохимикатов и их содержанием в продуктах питания может быть установлен государственный контроль. Над соответствующими поправками в законодательство уже работают в Госдуме. О том, какие ещё направления работы комитета станут приоритетными во время весенней сессии, «Парламентской газете» рассказал председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин.
 
- Владимир Иванович, в портфеле комитета снова видим законопроект, регулирующий применение пестицидов. В осеннюю сессию один такой документ уже был принят. Ситуация не улучшилась?

- Новый документ, внесённый Правительством, завершает построение системы контроля за применением пестицидов и агрохимикатов. Речь в нём идёт о порядке регистрации таких веществ, перед тем как вывести их на рынок. Для некоторых видов удобрений срок экспертизы будет сокращён, а вот для особо опасных, которые при неправильном употреблении могут нанести серьёзный вред человеческому организму, экспертиза станет более тщательной. Кроме того, законопроектом устанавливается порядок исключения пестицидов и агрохимикатов из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации, а также совершенствуются требования к обеспечению потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Всё это позволит сократить до минимума вредное влияние пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду и здоровье потребителей продукции, произведённой с использованием таких веществ.

Ситуация в этой сфере действительно непростая. Многие агрохимикаты мы сами не производим и вынуждены ввозить из-за рубежа. Происходит это без должного государственного контроля, иногда завозят то, что подешевле, и от чего в других странах давно отказались по соображениям безопасности. Нам необходимо развивать собственное производство агрохимикатов, ведь при современных технологиях промышленного выращивания сельхозпродукции обойтись совсем без удобрений и пестицидов невозможно. Но пока этого не произошло, очень важно восстановить систему обеспечения качества и безопасности пестицидов и агрохимикатов.

Ко второму чтению мы должны будем учесть те предложения и замечания, которые поступили к данной законодательный инициативе, в том числе более чётко отработать понятийный аппарат, решить вопросы его соотнесения со смежными федеральными законами, с законодательством об охране окружающей среды, актами ЕврАзЭС. Эта работа в том числе обеспечит выполнение поручения Президента о развитии в стране производства пищевых продуктов с улучшенными экологическими характеристиками. Этот тренд напрямую связан со здоровьем населения, повышением долголетия и т.д.

- Будем употреблять только органическую продукцию?

- Заменить все продукты питания на органические невозможно. Органическая продукция — товар штучный, при производстве которого необходимо соблюдать строжайшие требования, установленные соответствующим федеральным законом. Поэтому такой товар характеризуется более высокой добавленной стоимостью и, соответственно, ценой. Но помимо органики, есть так называемые «зелёные бренды». Это продукты питания, которые также относят к высокому классу экологичности, но при их выращивании и производстве допустимо использовать химические вещества, не опасные для организма человека. Это в отличие от органической продукции более широкая и доступная линейка продуктов.

В законопроекте, который сейчас мы готовим к первому чтению, будут отражены особенности «зелёной» продукции — каким требованиям она должна соответствовать, по какому техническому регламенту производиться, какую информацию для покупателя содержать на упаковке. 

Всё это позволит наладить массовое производство «зелёной» продукции с применением научно обоснованных технологий, избежать её фальсификации и сделать доступнее большему числу граждан.

Это будет большая программа с господдержкой. Кроме того, есть и экспортная составляющая — за нишу «зелёных» брендов на мировом рынке идёт сейчас серьёзная борьба и у России есть уникальный шанс в ней победить и стать крупнейшим экспортёром «зелёного» бренда.

- Из-за отсутствия снежного покрова в начале зимы состояние озимых вызывает опасение. Может ли это оказать негативное воздействие на будущий урожай?

- Каждый год погодные катаклизмы испытывают крестьянина на прочность. В этом году начало зимы было малоснежным. Сейчас в ряде регионов высота снежного покрова близка к норме, где-то она по-прежнему меньше. Где ситуация неблагоприятная и озимые подмёрзли, придётся пересевать поля, а это серьёзная финансовая нагрузка на хозяйства. Чтобы не оставлять их один на один с погодной бедой, очень важно принять поправки в закон об агростраховании.

Работа над ними сейчас активно идёт в нашем комитете. Закон об агростраховании работает с 2018-го года. Но с течением времени стало понятно, что для решения задачи страхования от агрорисков на уровне всей страны необходимы новые инструменты, защищающие сельхозтоваропроизводителя. Предусмотренный новыми поправками механизм возмещения затрат в случае чрезвычайных ситуаций значительно повышает для крестьян гарантии получения страховых выплат. Каждый сельхозпроизводитель будет чётко представлять, в какие сроки и в каком объёме ему будет выплачено возмещение, в случае гибели урождая от ЧС. Важнейшее отличие от действующего порядка в том, что в программе будет активно участвовать государство, благодаря чему компенсация расходов на страхование для малого и среднего бизнеса будет достигать 80 процентов. По механизмам такого страхования у нас достигнуто единое мнение с Минсельхозом, Национальным союзом агростраховщиков и руководителями регионов. Наш комитет рассчитывает на принятие законопроекта в третьем чтении уже в весеннюю сессию, чтобы новый механизм можно было применять как можно скорее.

Но у проблемы есть и другая сторона. Озимые вымерзают, потому что засеяны некондиционными семенами, не соответствующими погодным условиям России. Даёт о себе знать застарелая проблема отсутствия на рынке семян, произведённых в России и адаптированных под наши погодные условия. Решить её можно только комплексным подходом к развитию отечественного семеноводства. Такой подход мы надеемся встретить в новой редакции закона «О семеноводстве», внесение которого в Госдуму мы очень ждём.

- Какие ещё проблемы аграрного комплекса требуют, на ваш взгляд, незамедлительного решения?

- Ценообразование на продукты питания, маркировка продукции, которая становится дополнительной нагрузкой на производителя, это кричащие вопросы. На них мы будем искать ответ в ближайшее время. Требует решения и вопрос нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве. В связи с эпидемией въезд мигрантов ограничен, и от этого пострадали все отрасли. Решение найдено пока только для строительной сферы. Но и в АПК эта проблема не менее острая. Мы также ожидаем утверждения Правительством госпрограммы по введению в сельскохозяйственный оборот 40 миллионов гектаров заброшенных земель. Эта программа второй целины имеет для страны важнейшее значение.

Нельзя забывать и о другой госпрограмме - комплексного развития сельских территорий. Опыт её реализации в 2020 году показал явную нехватку финансирования из средств федерального бюджета. Напомню, что по сравнению с изначально утверждённым паспортом, её финансирование в законе о федеральном бюджете было урезано в пять раз! В рамках бюджетного процесса в текущем году мы будем бороться за восстановление финансирования этого, без преувеличения, важнейшего для России документа стратегического планирования, как и других государственных программ, обеспечивающих развитие агропромышленного комплекса.
 

Источник: pnp.ru

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-05-31
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
33000.00 + 100 34000.00 + 800
ПФО
32500.00 + 500 33000.00 + 500
СКФО
37000.00 + 4000 38000.00 + 4500
ЮФО
36000.00 + 3000 37000.00 + 3500
СФО
35000.00 + 2000 37000.00 + 3000
на 2024-05-31
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
76000.00 + 2000 85000.00 + 10500
ЮФО
76000.00 + 3000 77500.00 + 2500
ПФО
76000.00 + 2500 77500.00 + 2500
СФО
77000.00 + 3000 78000.00 + 2000

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы