Рост розницы резко замедлился осенью. Но несмотря на начавшееся тогда же падение доходов населения и рост безработицы, потребление превышало прошлогодний уровень. В январе — на 3,1%.
В феврале потребительский спрос сдался кризису. Товарооборот продовольственными товарами упал на 2,1% к февралю-2008, непродовольственными — на 3%. За квартал падение составит 0,5%, ожидает Минэкономразвития.
Товарооборот не падал с сентября 1999 г., последние девять лет он рос в среднем на 12%.
Вклад потребления домохозяйств в ВВП в 2008 г. составил 48,5% ВВП. Если за год товарооборот упадет на 2%, то официальный прогноз падения ВВП на 2,2% можно понизить еще на 0,8-1%, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития при ГУ-ВШЭ.
С устранением календарного фактора (прошлый февраль был на день больше) товарооборот вырос на 1%, подсчитал Игорь Поляков из ЦМАКП. Однако оборот будет снижаться, уверен он: доходы падают (реальные располагаемые — за вычетом инфляции и обязательных платежей, см. график), и люди предпочтут сокращать покупки, а не тратить сбережения, как в последние месяцы.
Падает не только объем, но и качество потребления, продолжает Поляков, люди стали предпочитать магазинам рынки. В годы потребительского бума стационарная торговля вытесняла уличную: за январь — февраль 2008 г. ее оборот вырос на 21,3%, уличной — упал на 4,5%. За два месяца 2009 г. они почти сравнялись: 0,4% и 0,1% соответственно.
Это возврат к трендам 1998-1999 гг., сравнивает Поляков.
В феврале товарооборот упал на 10-15% в годовом выражении — и это с учетом инфляции, сетует гендиректор сети «Магнолия» Дмитрий Митрохин, еще в январе был рост на 5%. В ростовской сети «В двух шагах» оборот в феврале, наоборот, вырос, сообщил совладелец Андрей Холопов: «Покупают консервы и крупы упаковками». В нижегородских магазинах «Калинка» выручка за четыре месяца упала на 7-20%, говорит владелец сети Александр Степанов. У самарского «Главпродукта» оборот в феврале к январю снизился на 2-8%, сообщил соучредитель сети Александр Литвинский.
У дистрибутора сигарет, пива и кофе «Мегаполис» продажи в крупных городах существенно не снизились, говорит директор департамента Вячеслав Султанов: «Возможно, это начнется в конце весны, когда люди проедят запасы». В городах с населением до 250 000 человек это уже заметно: за январь — февраль продажи упали на 10-15%.
Продажи одежды снизились на 30-40%, говорит директор по развитию марки Lo в России Денис Двуреченский. Сотовых телефонов — на 20%, добавляет владелец сети «Связной» Максим Ноготков. «В феврале продажи упали на 5%, а мы привыкли к росту на 30%!» — жалуется президент «Дикой орхидеи» Александр Федоров. В канун 23 февраля и 8 Марта был всплеск продаж, говорит представитель «Эльдорадо», но по итогам года компания ждет их снижения на 10-30%. Даже игрушек стали покупать меньше, расстроен гендиректор «Детского мира» Максим Ентяков. Ведомости
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29800.00 | + 650 | 30000.00 | + 840 |
ПФО |
28940.00 | + 990 | 29000.00 | + 950 |
СКФО |
29450.00 | + 750 | 30000.00 | + 1050 |
ЮФО |
29250.00 | + 1100 | 29700.00 | + 750 |
СФО |
29300.00 | + 900 | 29500.00 | + 1200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
72000.00 | + 1000 | 73300.00 | + 50 |
ЮФО |
69800.00 | + 0 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
71500.00 | + 500 | 73100.00 | + 100 |
СФО |
72500.00 | + 500 | 74900.00 | - 100 |
Обсуждение