Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
17:30, 18.10.2023 — Внутренний рынок, Зерновые, Новости
автор: agroinvestor

Россия и Китай подписали контракт на поставку зерновых и масличных на 2,5 трлн рублей - комментарии


Он предусматривает поставку 70 млн тонн сельхозпродукции с Урала, Дальнего Востока и Сибири в течение 12 лет

Новосибирская производственно-экспортная компания ЭПТ (входит в российскую группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор») и китайская государственная корпорация China Chengtong International, Ltd на полях форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь», проходящего в Пекине, при участии Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC) заключили генеральный контракт на поставку в Китай 70 млн т зерновых, зернобобовых и масличных культур, произведенных на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири, сообщила пресс-служба ЭПТ. 

«Сегодня мы подписали один из крупнейших в истории России и Китая контрактов почти на 2,5 трлн руб. ($25,7 млрд) на 70 млн т на 12 лет поставки зерновых, зернобобовых, масличных грузов», — сказал лидер инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян (цитата по ТАСС).

Он также анонсировал скорый запуск сухопутной зерновой инициативы: в последних числах ноября — в начале декабря на встрече глав правительств России и Китая будет подписан межгосударственный договор о «Новом сухопутном зерновом коридоре». По его словам, благодаря «Забайкальскому зерновому терминалу» новая инициатива позволит увеличить экспорт российского зерна в КНР до 8 млн т, который в дальнейшем за счет строительства новой инфраструктуры планируется довести до 16 млн т.

«Забайкальский зерновой терминал» входит в «Новый сухопутный зерновой коридор». Он начал регулярные отгрузки в Китай летом этого года. Инвестиции в проект составили 9 млрд руб. В мае этого года президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о заключении межправительственного соглашения с КНР по проекту «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай». Оно должно быть направлено на увеличение производства зерна в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а также его экспорта на рынок Китая. Ключевым элементом проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай» должен стать «Забайкальский зерновой терминал».

Конечно, подробности соглашения нужны, но скорее всего, оно не носит обязывающего характера для обеих сторон, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). При этом на данный момент в ИКАР не видят потенциала поставок таких объемов — 70 млн т. По словам гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, в обозримой перспективе просматривается возможный объем экспорта в Китай из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока 3-3,5 млн т зерновых, зернобобовых, масличных и масел в год, причем на дальневосточную сою и продукты ее переработки может прийтись чуть более 1 млн т. Он добавляет, что уже есть договоренность между российской и китайской сторонами о строительстве на Дальнем Востоке портовой инфраструктуры. 

«Наш основной экспортный товар — пшеница, и китайцам нужна высококачественная пшеница с содержанием протеина 14,5%, а не фуражная. Такой пшеницы на Дальнем Востоке вообще нет, а на Урале и в Сибири ее немного, и обычно она расхватывается местными мукомолами. Есть и другие виды зерна, мука, крупы, зернобобовые, растительные масла, шрота. Сейчас, насколько мы понимаем, такого рода грузы по ряду причин проходят в Китай в основном минуя "Забайкальский зерновой терминал"», — прокомментировал «Агроинвестору» Рылько. 

Независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут говорит, что теоретически потенциал Сибири, Дальнего Востока и Урала позволяет направить в Китай 70 млн т зерновых, зернобобовых и масличных. В целом, по его мнению, заключение таких соглашений может стать мощным фактором для развития растениеводства и повышения его эффективности в Сибири и на Урале.

«Но дьявол обычно в деталях <...>. Во-первых, если я правильно понимаю, это не контракт, а меморандум о намерениях, и вопрос в том, между кем он заключался — между двумя частными компаниями или между РФ и КНР? Дело в том, что в Китае есть система квотирования импорта той же пшеницы: в пределах квоты пошлина составляет 1%, за ее пределами — 65%», — объясняет Корбут. Соответственно, продолжает он, возникает вопрос: есть ли с китайской стороны обязательство, что объемы пойдут в пределах квоты.

Во-вторых, эксперт сомневается в том, что эти объемы с Дальнего Востока будут перевозиться через Забайкальск, так как это неудобно с точки зрения логистики. По его мнению, для исполнения обязательств по такому договору потребуется решение правительства о льготных железнодорожных тарифах на срок действия контракта о поставках, причем из всех трех федеральных округов. Также вопросы вызывает сумма контракта: из нее следует, что средняя цена тонны поставляемой продукции — порядка $360, в то время как в КНР государство поддерживает закупочную цену на пшеницу на уровне $320/т.

Кроме того, нет ясности, как будут решаться логистические вопросы в самом Китае: северо-восток КНР является основным производителем зерновых в стране, и оттуда колоссальные объемы сельхозпродукции перевозятся в южные районы, где сосредоточено и основное население, и основная переработка. В то же время в Китае остро стоит проблема перегруженности железной дороги. «Соответственно, возникает вопрос о доставке продукции по железной дороге сначала в порты, но и они перегружены зерном», — прокомментировал «Агроинвестору» Корбут. 

Эксперт считает, что потенциально наличие такого контракта позитивно влияет на общую ситуацию и показывает возможности сторон, но сейчас не хватает понимания — решится ли на государственном уровне вопрос с квотами на импорт в Китае. Но сам факт того, что соглашение подписано на полях форума «Один пояс — один путь» дает надежды на то, что для сибирского зерна появится новый экспортный маршрут, заключил он. 

Производственно-экспортная компания «ЭПТ» является уполномоченным оператором программы «Новый сухопутный зерновой коридор» по развитию контрактного производства зерна и магистральной элеваторной инфраструктуры на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. China Chengtong — компании по управлению государственными активами, управляется Комиссией по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий, таких как National Petroleum and Natural Gas Pipe Network Group Co., Ltd. (PipeChina) и China Green Development Group Co., Ltd. (CGDG). Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы