Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
09:05, 14.01.2015 — Новости
автор: apk-inform

Остаемся конкурентоспособными независимо от условий рынка - Бунге СНГ


В завершение 2014 года традиционно следует подвести итоги. Рассмотреть все тонкости рынка, проанализировать сложные его моменты, отметить достижения для успешной работы в следующем году. О том, как складывалась ситуация на рынке семян подсолнечника и продуктов переработки, какие основные тенденции наблюдались в 2014 году, и чего следует ожидать с ближайшее время, с нами любезно согласилась поделиться руководитель отдела масел и маслосемян ООО «Бунге СНГ» Анна Лисюченко.

- В начале нового года традиционно подводят итоги ушедшего. Анна, какие бы Вы выделили особенности и тенденции российского рынка масличных и продуктов переработки в 2014 году?

- Прежде всего, стоит отметить, что в I квартале 2014 года на российском рынке семян подсолнечника наблюдалась хорошая корреляция с ценами на масло на условиях FOB-Черное море. Влажная уборка масличной осенью 2013 года позволила переработчикам создать значительные запасы сырья и формировать свою дальнейшую политику закупок, в первую очередь исходя из конъюнктуры рынка масла.

Однако во II-III кварталах года низкая ликвидность на рынке подсолнечника вынуждала заводы повышать цены на сырье вопреки постепенно снижающимся ценам на мировом рынке масла. Объемы закупок в сентябре-октябре 2014 года были более чем скромными, что заставляло индустрию балансировать на грани остановки производства. Сдерживание продаж подсолнечника сельхозпроизводителями стало причиной стремительного роста цен на российском рынке в IV квартале.

Немаловажную роль в формировании тенденций рынка в 2014 году сыграли открытие новых перерабатывающих мощностей, а также снижение экспортных пошлин на маслосемена по программе ВТО, что привело к усилению конкуренции на рынке сырья.

Также в 2014 году продолжилась тенденция роста посевных площадей сои. Например, Центрально-Черноземный регион показал практически двукратное увеличение в сравнении с годом ранее.

- Анна, по Вашему мнению, какие факторы в 2014 году влияли на ценообразование маслосырья и продуктов переработки? Чем они были обусловлены?

- Цены на продукты масличного комплекса в 2014 году изменялись под действием традиционных факторов для рынка, таких как: излишек мощностей по переработке, увеличение посевных площадей, погодные катаклизмы, а также под действием политических факторов. Поскольку Украина и Россия являются крупнейшими мировыми производителями и поставщиками подсолнечного масла, политические события в этих странах оказывали значительное влияние на цены маслосемян и продуктов их переработки.

Погодные условия также сыграли немаловажную роль. В сентябре 2013 года в Южном и Центральном регионах России выпала 3-4-месячная норма осадков. Как следствие, кислотное число масла (КЧМ) в семенах было выше обычного, что и создало сложности с закупкой и повлияло на формирование цен. Относительно «Бунге» могу отметить, что компания гарантирует своим покупателям неизменно высокие стандарты качества продукции, мы имеем строгие требования к сырью. В переработку направляется подсолнечник только самого высокого качества. Именно поэтому мы активно конкурировали за объемы сырья с низким КЧМ.

- По результатам 2013/14 МГ компания «Бунге» вошла в ТОП-10 крупнейших экспортеров масла. Наблюдалось ли расширение географии продаж в 2014 году? Какие рынки сбыта российского подсолнечного масла будут наиболее перспективными в ближайшие годы?

- На зарубежные рынки мы поставляем сырое нерафинированное масло, рафинированное масло наливом, а также бутилированное рафинированное масло. Экспорт этих продуктов осуществляется в Турцию, страны Балтии, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Киргизию, Армению, Грузию, Азербайджан, Монголию, Беларусь. В сегменте бутилированного масла «Бунге» занимает 1 место среди российских экспортеров с долей рынка более 13%.

В 2014 году наша география продаж не претерпела изменений. Говоря о перспективах, мы ожидаем, что российское масло продолжит активно поступать в Турцию, Египет и страны СНГ. Дополнительные каналы сбыта может предоставить Китай, доступ к этому огромному рынку должен открыться в ближайшие годы.

- Отобразилось ли как-то исключение России из GSP и повышение ввозных пошлин на основные виды масел в страны ЕС на вашем предприятии и в целом на рынке масличных?

- Безусловно, данное изменение отразилось на российском рынке. Список покупателей российского нерафинированного масла наливом сократился до двух основных покупателей – Турции и Египта. На работе нашего предприятия изменение пошлин в ЕС не отразилось, поскольку данный рынок никогда не был для нас ключевым.

- Как повлиял активный спрос на продукты переработки, который наблюдался в первой половине 2014 года, на рентабельность предприятия? Позволил ли данный факт увеличить маржу в сравнении с 2013 годом и насколько?

 - Основным нашим продуктом является бутилированное рафинированное подсолнечное масло, которое мы поставляем на российский рынок под брендами IDEAL, «Олейна» и «Масленица». Работаем мы преимущественно в канале В2С. В первой половине 2014 года российские домохозяйства проявляли спрос к бутилированному маслу в объеме, традиционном для этого периода года, поэтому маржа была сформирована в первую очередь за счет грамотной политики по закупке сырья. Поскольку цена на семена подсолнечника в сезоне-2013/14 была ниже, чем в сезоне-2012/13, это позволило работать большую часть 2014 г. с приемлемым уровнем маржинальности, в то время как в I-III кварталах 2013 г. маржа переработчиков стремилась в отрицательную зону.

- С начала сезона-2014/15 не все перерабатывающие предприятия смогли вовремя приступить к переработке ввиду отсутствия достаточных объемов сырья для работы. Как в этой ситуации позиционирует себя ваше предприятие? Вы работаете на полную производственную мощность?

- Действительно, начало сезона-2014/15 стало настоящим испытанием для индустрии. Многие заводы работали «с колес», запас сырья для переработки измерялся в днях. Благодаря слаженной работе нашей команды нам удалось пройти этот нелегкий период, работая на полную мощность, и бесперебойно снабжать потребителей своей продукцией.

Сложности возникают у многих российских перерабатывающих предприятий. Нехватка запаса сырья для работы отчасти связана и с невозможностью в полной мере финансировать свою закупочную деятельность. Лично мы не планируем в ближайшее время замедлять темпы переработки, поскольку в ноябре-декабре воспользовались всплеском ликвидности на рынке подсолнечника и закупили достаточно сырья для работы в ближайшие месяцы.

- Анна, как на сегодняшний день в целом складывается ситуация на рынке сырья и продуктов переработки как внутри страны, так и на экспортном рынке?

- Рынки очень остро реагируют на валютные колебания, постоянно меняя акценты между внутренним потреблением и экспортными направлениями. Иностранные потребители продолжают проявлять активный спрос на продукты переработки подсолнечника, засматриваясь и на само сырье. В декабре ликвидность на рынке подсолнечника традиционно хорошая, поскольку в этот период сельхозпроизводители имеют достаточно высокие потребности в финансовых ресурсах. Промышленные предприятия запасаются продуктами переработки подсолнечника, покрывая свои потребности не только на декабрь, но и на первую половину января. Потребители бутилированного масла также активизируются, чтоб приготовить в период новогодних праздников свои любимые блюда на натуральном подсолнечном масле.

- И в завершение беседы расскажите, пожалуйста, чего, на Ваш взгляд, следует ожидать участникам рынка в 2015 году?

- Говорить о перспективах 2015 года очень сложно, поскольку на рынок воздействует большое количество факторов из сферы макроэкономики и политики, давать прогноз по которым крайне затруднительно. Однако есть несколько направлений, по которым мы уже можем сформировать свои ожидания. Во-первых, это посевные площади под масличными культурами в 2015 году. Состояние посевов озимых культур в России дает нам основание ожидать высокий уровень пересева весной. Поскольку масличные культуры урожая 2014 года продемонстрировали исключительный уровень рентабельности, сельхозпроизводители с высокой долей вероятности отдадут предпочтение именно им. Во-вторых, мы ожидаем усиление конкуренции при закупке маслосемян. В 2015 году планируется запуск нескольких новых заводов, что увеличивает излишек перерабатывающих мощностей на рынке, а дальнейшее снижение экспортных пошлин на масличные культуры усиливает интерес зарубежных переработчиков к российскому сырью.

Справка о компании

Компания ООО «Бунге СНГ», российское подразделение международного агрохолдинга Bunge, входит в тройку лидеров по объемам продаж растительного масла в России и занимает ведущие позиции по экспорту зерновых культур. Компания занимается переработкой семян подсолнечника и торговлей сельскохозяйственной продукцией.  В портфель «Бунге СНГ» входят торговые марки растительного масла «Олейна», IDEAL, «Масленица», Primoliva, Bunge Pro. Совокупная доля компании на российском рынке бутилированного подсолнечного масла, по данным розничного аудита компании Nielsen, в 2014 году составляет свыше 10,4%. Компания располагает собственным высокотехнологичным производством в России – маслоэкстракционным заводом в Воронежской области, портовым терминалом в г.Ростов.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы