Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
05:30, 19.12.2014 — Новости
автор: kommersant

НМТП надеется поставить крест на Тамани


Грузов на два порта уже не хватит

Как стало известно "Ъ", ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) пересмотрело долгосрочную стратегию развития группы, изменив прогнозы по грузопотоку. В НМТП считают, что перевалка сухих грузов будет расти вдвое быстрее, чем ожидалось еще год назад, и к 2018 году увеличится на 29 млн тонн, до 53,1 млн тонн. Но основные надежды НМТП связаны с закрытием проекта порта Тамань, что позволит группе переориентировать грузы в Новороссийск. Иначе НМТП и вовсе рискует потерять часть своего грузопотока, что, по оценке компании, обойдется ей в 5 млрд руб. в год.

"Ъ" удалось ознакомиться с обновленной долгосрочной программой развития (ДПР) НМТП до 2018 года, которую должны представить для рассмотрения в правительстве. Объем инвестиций группы до 2018 года составит 44 млрд руб., из которых 30,3 млрд руб.— частные затраты, 13,7 млрд руб.— госсредства, необходимые на дноуглубление и гидротехнические сооружения. В НМТП заявили, что ДПР рассмотрена госорганами и с учетом доработок ее представят совету директоров группы 26 декабря.

В группу НМТП входят Новороссийский морской торговый порт, Приморский торговый порт, Новороссийский зерновой терминал, Новороссийский судоремонтный завод (НСЗ) и другие активы. Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова и "Транснефть" совместно контролируют 50,1% акций, отдельно у госкомпании еще 10,5% акций, еще 5% передано "Транснефти" в управление ОАО РЖД, 20% — у государства. Почти год "Сумма" и "Транснефть" пытаются разделить порт. Выручка НМТП по МСФО за девять месяцев 2014 года — $746,9 млн, чистая прибыль — $10,1 млн, грузооборот — 106,5 млн тонн.

Основное отличие обновленной стратегии НМТП — изменение прогноза по грузопотокам. Год назад группа к 2020 году хотела увеличить объем перевалки на 14-16 млн тонн, сейчас — на 29 млн, до 53,1 млн тонн. Проекты, которые должны обеспечить прирост, остались прежними: строительство терминала минудобрений (дает рост на 5 млн тонн, инвестиции — 4,2 млрд руб.), реконструкция зернового терминала (2-5 млн тонн, 5 млрд руб.) и НСЗ под терминал навалочных грузов, а также расширение трех контейнерных терминалов (добавляет 575 тыс. TEU, вложения — 11,4 млрд руб.). К 2025 году НМТП надеется увеличить объем перевалки уже на 45 млн тонн, из них 11 млн тонн — за счет дополнительных территорий. Прогнозы касаются сухих грузов: нефтеналивные активы должна выкупить у НМТП "Транснефть".

Но из ДПР следует, что группа рассчитывает на грузовую базу порта Тамань, решение о строительстве которого до сих пор не принято. "Общая стоимость Тамани — 228 млрд руб., ожидаемый объем мощностей — до 93,8 млн тонн, но наличие грузопотока не подтверждено, и проект создаст профицит мощностей",— считают в НМТП. Тамань будет конкурировать с проектами Новороссийска за 24 млн тонн грузов в год. При худшем сценарии такие грузы, как металлы, железорудное сырье, уголь, могут переориентироваться на Тамань, а потери НМТП к 2020 году могут составить свыше 5 млрд руб. по EBITDA. Глава DeloPorts (принадлежит Сергею Шишкареву, второй после ОАО НМТП стивидор в Новороссийске) Тимофей Телятник также считает, что действующих мощностей достаточно: "Наш ожидаемый грузооборот по итогам года — 6,5 млн тонн, в течение пяти лет мы рассчитываем его удвоить".

В Минтрансе вчера заявили "Ъ", что проект Тамань "находится в стадии реализации", но источники "Ъ" говорят о фактической приостановке проекта. "Конкретных решений правительства не было, но в текущих экономических условиях надеяться на госсредства не приходится",— полагает один из них. Другой собеседник "Ъ" считает, что точка в вопросе не поставлена, поскольку вопрос о выделении НМТП из бюджета 13,7 млрд руб. для увеличения грузовой базы порта еще не решен. Сейчас НМТП более привлекателен для грузовладельцев, поскольку порт не требует инвестиций, которых в текущих условиях у большинства компаний просто нет, считает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В Новороссийске уже идет модернизация железнодорожной инфраструктуры, что позволит увеличить пропускные способности порта, отмечает он. 

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 24.04.2024
16:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы