08:37, 15.12.2014 — Новости
автор: apk-inform

Российский рынок пшеницы: под влиянием валютного фактора и информационной неразберихи


Непростая ситуация, которая складывается на российском рынке пшеницы, на протяжении осени текущего сезона еще больше накалилась после ряда новостей, касающихся ограничения экспорта, последовавших от официальных представителей власти в конце ноября т.г. Безусловно, многие участники внутреннего рынка, а именно переработчики и животноводы, ввиду ограниченного количества предложений и постоянного роста цен на зерно достаточно оптимистично восприняли происходящее. Однако экспортно-ориентированные компании в целом достаточно сдержано реагировали на подобные новости. О том, какое влияние на работу рынка оказала череда новостей, далее детально.

Итак, вначале перечислим ключевые новости, которые так неоднозначно воспринял рынок.

МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Россельхознадзор ужесточил требования к качеству экспортного зерна, говорится в официальном сообщении ведомства.

"Мы можем сократить на треть выдачу сертификатов на экспорт зерна, так как вынуждены будем отказывать в выдаче фитосанитарных документов на зерно, которое не соответствует требованиям", - пояснил ТАСС начальник Управления фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна Россельхознадзора Александр Исаев.

МОСКВА, 29 ноября. /ТАСС/. Россельхознадзор обратился в Минсельхоз с просьбой запретить экспорт зерна через офшорные страны, сообщил ТАСС руководитель ведомства Сергей Данкверт.

"Мы с Минсельхозом обсуждаем выпуск нормативного акта, который бы утвердил: подписали со Швейцарией контракт на поставку зерна - получите на Швейцарию фитосанитарный сертификат, подписали контракт с Марокко - получите на Марокко", - отметил чиновник.

Мнения участников рынка

Аграрии ЮФО

«Поток новостей об ограничении экспорта, который в ноябре захлестнул рынок, мы восприняли достаточно спокойно. То, что в последнее время цены предложения на пшеницу так активно росли, было вызвано не только высоким спросом на нее и стабильными темпами экспортных поставок, а в первую очередь нестабильной ситуацией на валютном рынке. Стабилизироваться ситуация может только в том случае, если остановится девальвация рубля. Сельхозтоваропроизводители, собственно, как и все операторы рынка, всегда зависимы от конъюнктуры рынка. Сейчас она такая, что даже если экспортеры ввиду каких-либо ограничений и уйдут с внутреннего рынка, уступать в цене мы не будем. Впереди еще половина сезона, и не совсем понятно, укрепится рубль по отношению к другой валюте или нет, так что подождем. А в феврале, после того как возьмем монолиты, и станет очевидно, в каком состоянии находится озимая пшеница, будем решать, по какой цене реализовать оставшиеся на складах объемы».

«Мы для себя отметили, что муссирование вСМИ тем ограничения экспортных поставок, введения пошлин, поставки зерна в Иран и т.д. привело к увеличению спроса на данную культуру. Ситуация на рынке и до этого была слабо прогнозируемой из-за постоянного снижения курса рубля относительно другой валюты, а в конце ноября – начале декабря т.г. и вовсе стала непредсказуемой. Экспортеры, как нам показалось, начали работать по схеме «закупаем и продаем максимальные объемы, пока есть возможность». А переработчики, в свою очередь, в условиях постоянного роста цен пытались сформировать запасы зерна для долгосрочной перспективы. И без того жссткая конкуренция, подогреваемая новостями и их опровержением, обострилась. Не буду скрывать – нам это на руку, впереди посевная, частичный пересев озимых, в условиях повышения цен на МТР продешевить нельзя. В будущем будем ориентироваться в первую очередь на ситуацию на валютном рынке, у нас есть достаточные мощности по хранению зерна, и качество реализуемой пшеницы даже весной будет на высоте. А если учесть, что многие аграрии в текущем сезоне пренебрегали хранением урожая на элеваторах, то весной, скорее всего, вопрос, где приобрести зерновую с высокими качественными показателями, будет стоять очень остро. Так что мы не боимся упустить момент и попасть впросак, не реализовав зерно в ближайшее время».

Переработчики европейской части страны

«То, что на протяжении осени происходит на рынке пшеницы, вообще трудно объяснимо. Негативное влияние нестабильного курса валюты, по идее, должно было быть хотя бы частично нивелировано рекордными показателями валового сбора. Но этого не случилось, и у многих участников рынка возник резонный вопрос: «А был ли мальчик?» Даже при условии активного экспорта такой дефицит предложений трудно объяснить. Если говорить, о том, как мы относимся к возможным мерам по ограничению экспортных поставок, то не стану скрывать – на рынке каждый сам за себя. Если от разговоров таки перейдут к делу, то, возможно, но естественно не сразу, ситуация на внутреннем рынке изменится. Хотя в первую очередь стоит стабилизировать курс рубля, этот фактор давит на рынок как никогда ранее».

«Мы не ждем ограничения экспорта как манны небесной, но та информационная неразбериха, которую мы видели в конце ноября – начале декабря, ничего позитивного в работу рынка не принесла. Думаю, что если реальные показатели совпадают с озвученными, то эти объемы рано или поздно должны поступить на рынок. В настоящее время, как и все, повышаем цены с целью привлечения большего количества предложений и перекрываем удорожание помольной партии повышением отпускных цен на готовую продукцию».

«Влияние экспортеров на ценовую ситуацию на внутреннем рынке всегда было достаточно большим. Если от слов все же перейдут к делу, то определенные положительные тенденции на внутреннем рынке будут. Зерно у сельхозпроизводителей есть, а значит, ослабление спроса приведет в итоге к увеличению количества предложений, что стабилизирует ценовую ситуацию. В последнее время проблемой стала не только цена, но и возможность купить зерно хотя бы по какой-то цене. Повторяется ситуация минувших лет, когда пшеница для аграриев за счет высокого спроса становится бесценной, и реализоватьее они, в принципе, не готовы. Для рядового потребителя ситуация, когда сначала трубят о рекордном урожае, а потом повышается цена на хлеб, выглядит нелогичной и вызывает недовольство. Естественно, нужно что-то предпринимать и в итоге кто-то будет в проигрыше. Но защитить потребителя и любыми способами остановить рост цен – это задача первостепенная».

Экспортсры

«Экспортный рынок достаточно тревожно отреагировал на новости по поводу ограничения. С одной стороны, пока за ними ничего не последовало, но, с другой стороны, определенное напряжение все же вызвало. Не думаю, что причина роста цен на внутреннем рынке обусловлена исключительно высокими темпами экспортных отгрузок. При озвученных показателях валового сбора увеличение экспорта не могло настолько негативно сказаться на внутреннем рынке. Отпускные цены аграрии повышали по мере накаливания ситуации на валютном рынке и не больше. А введение каких-либо ограничений – это всего лишь попытка ослабить позиции экспортеров, и тут ощущается достаточно сильное лобби со стороны перерабатывающего сектора. Если говорить об офшорах, то в первую очередь хочется спросить, почему именно зерновой сегмент? Рынок нефти также работает по аналогичным схемам, но его никто не трогает…. И подобных вопросов у экспортеров, к сожалению, немало».

«Возможное ограничение экспорта связано с тем, что правительство хочет оставить зерно для внутреннего потребления. Так как в стране нестабильная экономическая ситуация, сокращение экспорта пшеницы может способствовать менее стремительному росту цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Но на данный момент, насколько нам известно, правительство перенесло обсуждение введения пошлины до марта 2015 года, что, в целом, оцениваем позитивно».

«Введение пошлин, возможно, связано с договоренностью между Россией и Ираном о поставке 1 млн. зерна в обмен на иранскую нефть. Так, введение пошлины может способствовать формированию необходимого объема зерна, который, скорее всего, будет поставляться из госрезервов. Однако, по последней информации, договоренность между двумя странами отменена».

Анализ ценовой ситуации на внутреннем рынке

Наиболее показательной реакцией рынка на указанные выше новости является динамика цен. Тенденция удорожания зерна, в среднем на 600 руб/т, фиксировавшаяся на рынке с конца октября т.г., в ноябре и начале декабря оставалась неизменной. Так на 12 декабря т.г. в европейской части страны цены спроса на продовольственную пшеницу варьировались в пределах 11000-12200 руб/т СРТ. Отпускные цены на данную зерновую фиксировались в пределах 11200-12500 руб/т EXW. На базисе СРТ-порт цена на пшеницу с протеином 12,5% повысилась в портах Азовского и Черного морей до 12000-12200 и 13000-13500 руб/т. Если предположить, что ограничения по качеству, пошлины и т.п. озвучиваемые в новостях меры по сокращению экспорта должны были насторожить сельхозпроизводителей и повлиять на активность поступления предложений пшеницы на рынок, то можно отметить, что этого не случилось. Напротив, держатели зерновой вследствие девальвации рубля, как и ранее, считали целесообразным сдерживать продажи крупнотоннажных партий зерна, при этом повышали отпускные цены. Переработчики с целью привлечения большего количества предложений постоянно повышали цены спроса, составляя достойную конкуренцию экспортерам, которые, в свою очередь, нередко увеличивали темпы закупок зерна и в сложившихся условиях были вынуждены также повышать цены спроса.

Рыночная справка

В текущем сезоне валовой сбор пшеницы в весе после доработки оценивается ИА «АПК-Информ» на уровне 58-59 млн. тонн против 52,1 млн. тонн сезоном ранее. В целом, с учетом преходящих запасов, которые оцениваются нами на уровне 3,2 млн. тонн, общее предложение пшеницы в сезоне-2014/15 может составить 62,2 млн. тонн (+12% к 2013/14 МГ). Объем внутреннего потребления пшеницы в текущем сезоне оценивается на уровне 34-35 млн. тонн.

Таким образом, учитывая соотношение объема предложения и внутреннего потребления пшеницы, экспортный потенциал зерновой в 2014/15 МГ оценивается на уровне 23 млн. тонн, что может стать новым рекордным показателем экспорта за сезон (текущий рекорд – 21,2 млн. тонн зафиксирован по итогам 2011/12 МГ).

Согласно данным таможенной статистики, за период с июля по октябрь 2014/15 МГ Россия на внешние рынки уже поставила 12,3 млн. тонн пшеницы (+33% к соответствующему периоду 2013/14 МГ), что является максимальным показателем экспорта для указанного периода. Следует отметить, что указанный объем поставок пшеницы уже составляет 54% от прогнозного значения экспортного потенциала на текущий сезон.

Мнение экспертов рынка

Владимир Петриченко, генеральный директор ООО «ПроЗерно»

Начиная с середины ноября для конъюнктуры зернового рынка России не было другого пути развития, кроме роста. Причем активного роста, потенциал которого еще до конца не исчерпан. Еженедельные темпы девальвации рубля в настоящее время достигают 10%, в то время как рублевые цены на зерновые товары растут еженедельно примерно на 5%, т.е. немного отстают от темпов девальвации. И это отставание гарантирует сохранение темпов роста рублевых цен в ближайшей перспективе.

В этой ситуации стремление аграриев сдерживать продажи зерна можно назвать нормальной реакцией «здорового рыночного организма». Более того, подобная политика оправданна как тактически, так и стратегически. Ведь к моменту выхода на проведение, например, подкормки озимых посевов или весеннего сева сельхозпроизводители столкнутся, как минимум, с 30-, а то и 50-процентным повышением цен на необходимые для этого материалы (посевной материал, удобрения, СЗР, ГСМ и т.д.). Поэтому и тактически (в течение ближайших одной, двух, пяти недель), и стратегически (с точки зрения перспектив урожая 2015 г.) сейчас менять товар на деньги аграриям нет никакого смысла. Можно, конечно, говорить в этом случае о потенциальной возможности ухудшения качества зерна из-за проблем с его хранением, но эта опасность нивелируется тем фактом, что цены на фуражные зерновые на российском рынке тоже растут, как и на продовольственное зерно. О том же, как долго может продлиться политика сдерживания продаж, в настоящее время точно не сможет сказать никто. Даже Центробанк, в руках которого сегодня должен находиться главный инструмент регуляции рынка в сложившейся ситуации.

Несомненно, влияют на ценовую ситуацию на внутреннем зерновом рынке и заявленные в последнее время Россельхознадзором меры по возможной регуляции экспорта российского зерна – анонсированное усиление требований к качеству вывозимой продукции и возможный запрет экспорта через офшоры. Причем я назвал бы это влияние двояким. Прежде всего, подобные заявления кратковременно угнетающе отражаются на закупочных ценах экспортеров. С другой стороны, это несет в себе также кратковременный позитив в виде экспортных цен на мировом рынке. Но, кроме того, это еще и в значительной мере дезориентирует сельхозпроизводителей, затрудняя им выбор правильной стратегии деятельности.

Может ли государство, используя имеющиеся у него механизмы, каким-то образом стабилизировать текущую ценовую ситуацию? Любые действия таких крупных участников рынка, коим является государство, сейчас, скорее всего, не смогут этого сделать. Кроме, пожалуй, одного – нормализации внешнеэкономического фона (стабилизация валютного курса, проведение разумной кредитной политики). Все остальные возможные меры сейчас сыграют только «в минус». Прибегнет ли все же государство к каким-то попыткам административного регулирования зернового рынка, сейчас сказать не возьмусь. Если до середины ноября я оценивал вероятность этого как очень незначительную, то сейчас, в условиях резкого роста темпов девальвации рубля, не возьмусь говорить что-либо конкретное по данному поводу.

Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза

При урожае 104 млн. тонн зерна в весе после доработки говорить о целесообразности тарифных или административных ограничений экспорта как-то сложно. Можно сказать, что на данный момент рынок находится в ожидании, и российские экспортеры будут ждать, что в реальности будет происходить на рынке, а не в заявлениях официальных лиц. Мировой рынок уже отреагировал в свое время на заявление руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта о возможных ограничениях на экспорт российского зерна ростом цен, но потом, в отсутствии реальных действий и с учетом заявления вице-премьера Аркадия Дворковича, «успокоился».

Россия является частью глобального рынка зерна, и изменение курса рубля по отношению к доллару естественно сказалось на экспортных ценах, которые, в свою очередь, подтянули и цены на зерновые внутри страны.


Во время подготовки материала в печать, а именно – 11 декабря, на заседании Комитета Госдумы России по аграрным вопросам глава Минсельхоза РФ Николай Федоров заявил, что запрет на экспорт зерна из России вводиться не будет. Вместе с тем, он назвал тенденцию увеличения объемов зернового экспорта «тревожной», добавив, что министерство намерено рассмотреть все варианты сдерживания внешних поставок зерна, за исключением введения запрета.


Александрина Овдиенко

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
29150.00 + 700 29160.00 + 660
ПФО
27950.00 + 300 28050.00 + 50
СКФО
28700.00 + 500 28950.00 - 50
ЮФО
28150.00 - 200 28950.00 - 50
СФО
28400.00 - 100 28300.00 - 200
на 2024-04-19
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
71000.00 + 850 73250.00 + 1380
ЮФО
69800.00 + 200 74000.00 + 3500
ПФО
71000.00 + 1450 73000.00 + 2950
СФО
72000.00 + 1800 75000.00 + 4500

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы