Максимова Светлана Юрьевна
Как влияет конкуренция на рынок готовых соусов
• Рынок готовых соусов характеризуется жесткой конкурентной средой на потребительском уровне. Особенно это касается такого вида готовых соусов, как майонез.
• Многие крупные производители для сохранения конкурентного преимущества постоянно предлагают потребителю новые виды продукции, стремясь повысить уровень лояльности к бренду в целом:
– Для повышения лояльности к бренду ряд производителей также проводит политику объединения под одной торговой маркой продуктов разных товарных категорий;
– Крупные компании проводят масштабную коммуникативную деятельность, направляя свои усилия на конечных потребителей. Такую позицию занимают компании «Юнилевер - СНГ», Холдинг «Балтимор»;
– Более мелкие производители, не имея финансовых возможностей для реализации подобной стратегии, сосредотачивают коммерческие и маркетинговые усилия на каналах дистрибуции. Такой политики придерживаются компании «ЛБК» (Ростов-на-Дону), «МЖК» (Москва).[1]
Как в такой ситуации ведет себя потребитель• Среди готовых соусов наибольшей популярностью у потребителя пользуются майонез (и соусы на его основе) и кетчуп, поскольку эти продукты обладают высокой кулинарной универсальностью и подходят для семейного употребления:
– Готовые соусы, в основном, идут как приправа ко вторым, первым блюдам и бутербродам.
• Рынок готовых соусов достаточно хорошо представлен как отечественными, так и импортными производителями, особенно в Москве. Но большинство лидирующих позиций на российском рынке готовых соусов, особенно в сегменте майонезов, занимают отечественные производители:
– 91% потребителей предпочитают покупать майонез отечественного производства;
– Предпочтение отечественной продукции связано с воспринимаемой натуральностью и более низкой стоимостью товара;
– Готовые соусы иностранного производства воспринимаются потребителями как более дорогие и менее натуральные.
• Потребитель руководствуется следующими факторами при выборе готовых соусов:
– При выборе готовых соусов потребители, прежде всего, обращают внимание на качество продукта, заключение о котором делается на основании внешнего вида, стоимости и опыта потребления (личного и ближайшего окружения);
– Все большее значение при покупке готовых соусов приобретает известность торговой марки;
– Также наблюдается готовность потребителей платить больше за продукты лучшего качества («особенность продукта», новые вкусовые добавки, воспринимаемую натуральность и вкус). Но пока эта тенденция заметна скорее в столичном регионе.
Почему потребитель выбирает те или иные торговые марки
• Основным критерием для первичного выбора торговой марки служит информация о продукте, полученная от родственников и знакомых или рекламного обращения. Особую значимость приобретает такой фактор, как наличие марки в продаже:
– При отсутствии регулярных марок в продаже потребитель выбирает другую марку в той же ценовой категории.
• При формировании лояльности к торговой марке майонеза для потребителя наиболее важны такие факторы, как:
– Универсальность и повседневность употребления продукта (возможность употреблять всей семьей, возможность ежедневного применения);
– Натуральность, природность компонентов в составе;
– Функциональность упаковки (удобство транспортировки, использования, хранения);
– Дизайн (возможность использовать в повседневной жизни и поставить на праздничный стол).
• Эти факторы отражают три основные тенденции, связанные с отношением к торговым маркам майонеза:
– Марки импортного производства воспринимаются как более дорогие, даже если расположены в том же ценовом диапазоне, что и отечественные;
– Торговые марки, имеющие непривлекательный дизайн и/или неудобную упаковку, воспринимаются потребителями как менее качественные, даже если по своим вкусовым характеристикам не уступают остальным;
– Оценка натуральности продукта скорее относится к эмоциональной составляющей восприятия, поскольку скорее происходит на основании внешнего вида и стоимости продукта, рекламного сообщения и известности торговой марки.
• Потребители при покупке майонеза чаще отдают предпочтение брендированной продукции:
– Наибольшей популярностью пользуются такие марки, как:
• «Calve» («Юнилевер – СНГ»), «Слобода» («Эфко», Москва);
• В Москве в тройку лидеров по употреблению входит также марка «СКИТ» («СКИТ», Москва),
• в Ростове – «Ростовский» («ЛБК»);
• В Самаре - локальный бренд «Орикс» («Эдельвейс», Самара).
• Покупка новой торговой марки, как правило, связана с отсутствием в продаже регулярных марок, рекомендациями друзей, знакомых, рекламой или просто желанием попробовать что-то новое.
Восприятие потребителем торговых марок - представителей сегмента майонезов
(таблица, см. приложенный файл)
• Майонез - самый массовый в употреблении готовый соус, и, несмотря на то, что на рынке готовых соусов постоянно появляются новые марки майонеза, расширяется ассортимент уже существующих марок за счет новых вкусов и добавок, потребитель ждет от существующих и новых марок выполнения определенных «условий».
• Эти условия позволяют рассматривать два варианта стратегии развития торговых марок на рынке готовых соусов (в особенности, сегмента майонезов):
1. Стратегия максимального расширения (разнообразие разновидностей, включая добавление других товарных категорий) – характерна для национальных брендов;
2. Стратегия узкого фокуса (производство ограниченного количества видов продукции одной товарной категории) – характерна для локальных брендов.
Стратегия максимального расширения:v Что необходимо сделать:
Ø Обеспечить потребителю следующие ключевые выгоды:
• Торговая марка должна являться гарантом качества всей ассортиментной линейки;
• Торговая марка должна давать возможность удовлетворить потребности потребителей с разными вкусами;
• Торговая марка должна давать возможность выбора определенного вида майонеза (или другого соуса) для определенного блюда, определенной ситуации;
Ø Быть оригинальным (рецептура, вкус, название, продвижение и т.п.);
Ø Постоянно быть в движении;
Ø Быть «всегда в продаже»:
• Торговая марка должна быть в привычных потребителю местах покупки;
Ø Не гнаться за минимальной ценой, но четко следовать выбранному ценовому позиционированию:
• Цена не имеет определяющего значения.
Стратегия узкого фокуса:v Что необходимо сделать:
Ø Обеспечить потребителю следующие ключевые выгоды:
• Торговая марка должна давать возможность кулинарной универсальности;
• Торговая марка должна давать возможность повседневного применения;
• Торговая марка должна обеспечивать функциональность упаковки;
Ø Быть стабильным (вкус, качество и т.п.);
Ø Выбрать вкус-«локомотив» для продвижения торговой марки;
(Среди разновидностей лидирует «оливковый» майонез (85%); Второе место по популярности занимает майонез «провансаль» (63%); 10% потребителей старается покупать «легкий» майонез; 8% приходится на «салатный». Среди майонезов с добавками наибольшей полярностью пользуется майонез с зеленью, паприкой, сыром и чесноком);
Ø Быть «всегда в продаже»:
• Торговая марка должна быть в привычных потребителю местах покупки, чтобы избежать ситуации «выдавливания с полки» конкурирующим брендом;
Ø Стараться минимизировать цену согласно выбранному ценовому позиционированию:
• Цена имеет определяющее значение.
[1] Источник: количественное исследование, проведенное осенью 2004 г.
Описание исследуемой группы
Все участники исследования являются актуальными потребителями готовых соусов: майонеза, кетчупа, горчицы, хрена.
Изучаемая целевая группа относится к сегменту shallow («нестабильные»), входящие в нее корреспонденты не являются лояльными потребителями одной марки и склонны пробовать новые сорта готовых соусов.
Текст с таблицей
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29800.00 | + 650 | 30000.00 | + 840 |
ПФО |
28940.00 | + 990 | 29000.00 | + 950 |
СКФО |
29450.00 | + 750 | 30000.00 | + 1050 |
ЮФО |
29250.00 | + 1100 | 29700.00 | + 750 |
СФО |
29300.00 | + 900 | 29500.00 | + 1200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
72000.00 | + 1000 | 73300.00 | + 50 |
ЮФО |
69800.00 | + 0 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
71500.00 | + 500 | 73100.00 | + 100 |
СФО |
72500.00 | + 500 | 74900.00 | - 100 |
Обсуждение