В августе т.г. произошло самое быстрое снижение индекса Baltic Dry Index (BDI) с октября 2008 г. По состоянию на 19 августа он составил всего 2614 пунктов. 3 июня индекс находился на уровне 4291 пунктов. В то же время, на текущий момент он приблизительно в 4 раза выше, чем в декабре 2008 г., когда находился на самом низком уровне за 22 года.
В первой половине 2009 г. произошло резкое повышение BDI, вызванное ростом спроса со стороны Китая на железную руду и уголь.
В июле т.г. на долю Китая в мировом импорте железной руды приходилось 55% поставок, в импорте угля – 10%. Однако аналитики прогнозируют, что спрос со стороны государства на эту продукцию будет снижаться, поскольку ввиду рекордного импорта в предыдущие месяцы предложение руды в стране превысило спрос.
По прогнозу управляющего директора компании UBS AG Питера Хиксона (Peter Hickson), в третьем квартале 2009 г. индекс BDI уменьшится в сравнении со вторым кварталом на 30%.
Как известно, для перевозок железной руды используется около 75% флота судов типа capesize; остальная часть в основном используется для доставки угля. Если в январе 2009 г. средняя стоимость перевозки составляла около $9 тыс./день, то в июне она достигла уже $90 тыс./день. По состоянию на 19 августа она составила $43 тыс./день. Директор по вопросам товарных рынков компании Citigroup Ричард Боулер (Richard Bowler) прогнозирует, что в четвертом квартале т.г. стоимость перевозки судами capesize снизится до $37 тыс./день, а в 2010 г. она уменьшится до $29,25 тыс./день.
Снижение фрахтовых ставок в секторе capesize будет способствовать удешевлению перевозки судами других типов.
Аналитики предполагают, что до конца 2009 г. начнется повышение спроса на железную руду со стороны целого ряда стран (кроме Китая), в том числе со стороны государств ЕС. Это окажет некоторую поддержку рынку фрахта.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе высокое предложение судов будет оказывать существенное давление на рынок. Специалисты компании Nomura Holdings прогнозируют, что до конца 2009 г. индекс может снизиться до 1666 пунктов, а в 2010 г. он уменьшится уже до 1416 пунктов. В 2011 произойдет его увеличение до 2408 пунктов.
Аналитики Credit Suisse предполагают, что в 2010 г. BDI будет находиться в диапазоне 1300-2000 пунктов.
В ближайшие годы планируется введение в эксплуатацию большого количества новых судов. Аналитик компании Lloyd"s Register-Fairplay Кристофер Палссон прогнозирует, что в 2009 г. общий тоннаж новых кораблей водоизмещением более 10 тыс. т составит около 70,6 млн. т, а в 2010 г. – 116,8 млн. т. В 2008 г. общий тоннаж введенных в эксплуатацию судов составил всего 24 млн. т.
Ожидается, что в 2009 г. вместимость океанского торгового флота достигнет 1,3 млрд. т, в 2010 г. – 1,4 млрд. т, а до 2013 г. она возрастет до 1,8 млрд. т. В 2008 г. она составляла чуть более 1,2 млрд. т.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение