По данным «Анализа рынка фасованного подсолнечного масла в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2021 г его производство в стране сократилось на 9% и составило 1,9 млн т. Ранее в 2018-2020 гг выпуск российского подсолнечного масло ежегодно возрастал на 6,6-11,3% в год и достиг 2 млн т в 2020 г. Из-за близости российского рынка к насыщению основную роль в динамике производства фасованного подсолнечного масла в стране оказывало изменение экспортного спроса. В 2018-2020 гг экспортные поставки возросли на 43% главным образом за счет увеличения закупки со стороны Узбекистана (на 73,1 тыс т), Афганистана (на 41,3 тыс т), Туркменистана (на 16,9 тыс т), Казахстана (на 13,8 тыс т) и Сербии (на 10,8 тыс т).
Спрос на подсолнечное масло на международных рынках оказывает серьезное влияние на цену выпускаемой в России продукции. В 2021 г на фоне существенного роста цен на растительные масла во всем мире, цены на подсолнечное масло, выпускаемое в России, резко подскочили. С целью сдерживания роста цен Правительством РФ было принято решение о введении вывозных таможенных пошлин на подсолнечное масло сроком на 1 год: с 1 сентября 2021 г по 31 августа 2022 г. По итогам 2021 г экспорт фасованного подсолнечного масла из России сократился сразу на 38,1% или на 250 тыс т. Вследствие сокращения объемов реализации снизилось и производство фасованного подсолнечного масла российскими производителями на 9%, до 1,9 млн т в 2021 г.
Санкционный кризис в 2022 г не затронул существенно рынок подсолнечного масла в России, так как большую часть рынка занимает отечественная продукция. Однако среди российских производителей присутствуют компании, являющиеся представительствами иностранных брендов. В сентябре 2022 г американская агропромышленная компания Bunge (бренды подсолнечного масла «Олейна», Ideal и Bunge Procusine, предназначенный для сегмента HoReCa) объявила о своем уходе с российского рынка. Все активы Bunge, расположенные в России, компания продала бизнесмену Карену Ванецяну, контролирующему акционеру «ЭксОйл Групп». По оценкам, доля Bunge на рынке фасованного подсолнечного масла составляла около 10%. После продажи активов компания продолжит работать на территории России, при этом сделка поможет снизить зависимость российского производства от иностранных инвестиций.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29800.00 | + 650 | 30000.00 | + 840 |
ПФО |
28940.00 | + 990 | 29000.00 | + 950 |
СКФО |
29450.00 | + 750 | 30000.00 | + 1050 |
ЮФО |
29250.00 | + 1100 | 29700.00 | + 750 |
СФО |
29300.00 | + 900 | 29500.00 | + 1200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
72000.00 | + 1000 | 73300.00 | + 50 |
ЮФО |
69800.00 | + 0 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
71500.00 | + 500 | 73100.00 | + 100 |
СФО |
72500.00 | + 500 | 74900.00 | - 100 |
Обсуждение