Представители белорусских предпринимательских объединений обратились к членам Совета ЕЭК с просьбой уделить дополнительное внимание вопросу введения маркировки средствами идентификации в рамках ЕАЭС. Они считают целесообразным изменение подхода к ее внедрению. Письмо с обращением к руководству стран-участниц ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана) подписали сопредседатель правления, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей (БСНП им. Кунявского) Жанна Тарасевич, исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» Владислав Скребцов и заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса Мария Карась. Ранее с подобным обращением выступили руководители отраслевых союзов и предпринимательских объединений России.
Авторы обращения отметили, что введение маркировки отдельных категорий товаров одним из государств-участников ЕАЭС в одностороннем порядке существенно усложнит перемещение продукции данной категории по территории ЕАЭС. «Подобная мера, по сути, либо приведет к закрытию доступа производителей других стран-участниц ЕАЭС на рынок страны, в которой введена маркировка в одностороннем порядке, либо к существенным дополнительным затратам на исполнение требований по нанесению указанной маркировки и исполнению сопутствующих требований», - считают они.
По оценке экспертов рынка, приведенной в обращении, при введении маркировки средствами идентификации на все товары народного потребления затраты одного среднего предприятия на полное оснащение необходимым оборудованием для производства товаров с КИ3-маркировкой составят около 259 06З белорусских рублей.
Таким образом, для предприятий обрабатывающей промышленности общие затраты на внедрение системы маркировки на территории Республики Беларусь составят 2 984 664 823 белорусских рублей. При этом отрицательные результаты экономической деятельности могут выразиться в росте цен (по аналогичной оценке для РФ рост цен может составить от 5% до 15% по отдельным видам продукции), снижении рентабельности производства и сокращении численности персонала. Кроме того, наибольшие экономические потери понесут прежде всего малые и средние предприятия, составляющие 97,9% всех предприятий обрабатывающей промышленности. Учитывая эти проблемы, авторы письма считают целесообразным изменить подход к внедрению маркировки средствами идентификации в рамках ЕАЭС.
По их мнению, обязательная маркировка должна вводиться только по совместному решению всех государств-членов ЕАЭС на площадке ЕЭК после всестороннего публичного обсуждения, а существующий в настоящий момент формат введения маркировки в одностороннем порядке должен быть упразднен, как создающий угрозы для свободного передвижения товаров. «При сохранении текущего формата работы, каждая из стран-участниц может в одностороннем порядке внедрить собственную систему маркировки на каждую категорию товаров в отдельности, установить свои собственные принципы работы и требования в части обеспечения прослеживаемости, что приведет фактически к полной остановке движения товаров соответствующих категорий между странами-участницами ЕАЭС», - говорится в обращении.
Совместная позиция авторов письма заключается в том, что маркировка средствами идентификации, как инструмент борьбы с контрафактной продукцией и нелегальным оборотом должна вводиться только в отношении тех категорий товаров, для которых доказана и обоснована целесообразность введения данной меры, и только в том случае, если предпринимательское сообщество соответствующего сегмента прямо заинтересовано в ее внедрении. Вместе с тем, по оценкам белорусского бизнеса, «в отношении подавляющего большинства категорий товаров повседневного спроса, в первую очередь - в отношении продуктов питания и бытовой электроники введение данной меры приведет к существенному повышению себестоимости продукции без каких бы то ни было существенных выгод как для бизнеса и государства, так и для потребителей.
Авторы обращения подчеркивают, что в указанных сегментах проблема контрафакта практически отсутствует, и даже крупнейшие участники рынка, владеющие правами на известные во всем мире и пользующиеся популярностью бренды не сталкиваются со сколько-нибудь значимыми объемами подделок своей продукции, борьба с которыми могла бы потребовать внедрения столь дорогостоящей регуляторной меры, как внедрение системы маркировки. «Попытки столь затратными способами бороться с проблемами, не являющимися актуальными и носящими умозрительный характер, приведут к реальному ущербу для экономик государств-членов ЕАЭС и ударят по благосостоянию граждан», - считают они.
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29800.00 | + 650 | 30000.00 | + 840 |
ПФО |
28940.00 | + 990 | 29000.00 | + 950 |
СКФО |
29450.00 | + 750 | 30000.00 | + 1050 |
ЮФО |
29250.00 | + 1100 | 29700.00 | + 750 |
СФО |
29300.00 | + 900 | 29500.00 | + 1200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
72000.00 | + 1000 | 73300.00 | + 50 |
ЮФО |
69800.00 | + 0 | 74000.00 | + 0 |
ПФО |
71500.00 | + 500 | 73100.00 | + 100 |
СФО |
72500.00 | + 500 | 74900.00 | - 100 |
Обсуждение