Через зерновые терминалы Черного моря уходит до 90% зерновых на экспорт, и с начала сезона 2023/2024 становится все более очевидной консолидация крупных зернотрейдеров в этом направлении. Сейчас более 80% отгрузок через черноморские порты приходится всего на пятерых экспортеров. Покупатели и терминалы предпочитают работать с крупными игроками, а более мелкие компании ищут новые логистические цепочки
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), с которыми ознакомился Forbes, в сельхозсезоне 2022/2023 (начинается с 1 июля) на топ-5 крупнейших экспортеров зерна пришлось 65% объемов отгрузок в портах Черного моря. В сезоне же 2023/2024 они занимают 84%, то есть за семь месяцев с июля по январь прибавили 21 п. п. В топ-5 вошли «Грейн Гейтс», Объединенная зерновая компания (ОЗК), АСТ, «Зерно Заволжья» и «Доставка морем».
«Все меньше места остается для средних и мелких зернотрейдеров, — констатирует генеральный директор холдинга-экспортера «Доставка морем» Наталья Тугалева. — В текущем сезоне три из четырех основных портов — ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП, крупнейший российский глубоководный зерновой терминал на Черном море), Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) и зерновой терминальный комплекс «Тамань» — работают с двумя-тремя якорными экспортерами. Только политика зернового терминала КСК (входит в «ДелоПортс», стивидорный холдинг группы компаний «Дело». — Forbes) сейчас более демократична».
По оценке «Доставки морем», 80% аграрной продукции, произведенной на юге России, концентрируется именно в черноморских глубоководных портах. «А, например, балтийские порты в Высоцке и Усть-Луге пока не готовы конкурировать с черноморскими коллегами, процессы работы там находятся на стадии отладки, — рассказывает Тугалева. — В ситуации нехватки мощностей далеко не все трейдеры находят возможности для выстраивания приемлемых по стоимости и удобству цепочек для поставок зерна за рубеж».
Место для крупной рыбы
Если смотреть на весь сегмент российских экспортеров зерна, то в нем топ-5 лидирующих компаний частично пересекается с лидерами по отправке из черноморских портов. «В первой половине сезона 2023/2024 пятерка крупнейших экспортеров не претерпела изменений в сравнении с сезоном 2022/2023, в нее входят «Грейн Гейтс», ТД «Риф», «Астон», ОЗК и «МЗК Экспорт» (экс-подразделение глобального трейдера Viterra), — подсчитал эксперт «Яков и партнеры» Станислав Ветошкин. — Их суммарная доля и так превосходит 50% в экспорте зерновых».
Экспорт зерна из России в сезоне 2023/2024 (с учетом предварительных итогов января) составил 38,5 млн т (+23% к прошлому периоду), сообщает Союз экспортеров зерна. По данным на последнюю неделю декабря, «Грейн Гейтс» экспортировала свыше 6,1 млн т зерна, ТД «Риф» — более 5,7 млн т, «Астон» — более 2,7 млн т, а «МЗК Экспорт» — около 1,5 млн т.
«В новом сезоне «Грейн Гейтс» вырвалась в лидеры экспорта зерновых, впервые обойдя «Риф», бессменного лидера последних лет, как раз за счет активизации работы в Черноморском бассейне», — отмечает Тугалева из «Доставки морем». По словам Ветошкина, доля «Грейн Гейтс» выросла с 14% до 18% в натуральном выражении.
«Доля пяти крупнейших экспортеров в зерновом экспорте России в сезоне 2021/2022 составляла 57,7%, в 2022/2023 — 55,9%, а по итогам первой половины 2023/2024 — 54,8%, — подсчитал председатель правления российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. — По итогам 2023/2024 ожидаем, что доля топ-5 в общем зерновом экспорте может составить максимум 57% в случае полной выборки распределенных квот».
«Лидеры топ-3 находятся примерно на одном уровне по объемам отгрузки, — уточняет директор «Яков и партнеры» Олег Шендерюк. — В топ-5 входит постепенно увеличивающая влияние ОЗК».
«Из отгрузок через порты всего Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) на долю топ-5 пришлось 66%, именно на глубоководные порты Черного моря (Тамань, Туапсе, Новороссийск) приходится порядка 50% отгрузок», — подсчитал Зернин. Порты АЧБ играют ключевую роль в зерновом экспорте: по данным «Яков и партнеры», на них приходится до 86% всех экспортных отгрузок зерна из страны, по информации ОЗК — до 90% отправок зерна.
«Для терминалов работа с крупными трейдерами — основа для более высокого качества исполнения сделок: скорости приемки машин, оплаты принятого товара и так далее, — полагает Тугалева. — Ключевыми факторами выбора экспортеров являются наличие стабильного объема продаж крупных партий зерновых и акционерные связи с терминалами».
«Ситуация на внешнем рынке тоже располагает к консолидации бизнеса, — добавляет Зернин. — Наши ключевые партнеры из стран Ближнего Востока и Северной Африки, на долю которых приходится более 75% продаж российского зерна, предпочитают разовым сделкам с небольшими игроками долгосрочные отношения с крупным компаниями, способными закрыть потребности сразу на нескольких рынках региона. Демпинг мелких игроков им неинтересен, много небольших сделок с дисконтом от рынка, по словам эксперта, любят разве что в Турции. Помимо предпочтений потребителей, свою лепту в укрупнение экспортного бизнеса вносят и скрытые санкционные барьеры, связанные в первую очередь с расчетами: многие банки из тех, кто готов обслуживать сделки с зерном, предпочитают крупных клиентов с высоким оборотом. Их бизнес стабильней и прозрачней мелких игроков, а риски санкций и регуляторных издержек одинаковы».
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
29150.00 | + 700 | 29160.00 | + 660 |
ПФО |
27950.00 | + 300 | 28050.00 | + 50 |
СКФО |
28700.00 | + 500 | 28950.00 | - 50 |
ЮФО |
28150.00 | - 200 | 28950.00 | - 50 |
СФО |
28400.00 | - 100 | 28300.00 | - 200 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
71000.00 | + 850 | 73250.00 | + 1380 |
ЮФО |
69800.00 | + 200 | 74000.00 | + 3500 |
ПФО |
71000.00 | + 1450 | 73000.00 | + 2950 |
СФО |
72000.00 | + 1800 | 75000.00 | + 4500 |
Обсуждение