11:05, 11.09.2024 — Зерновые, Внутренний рынок

Зерно просыпалось за борт. Стоимость перевозки грузов аграриев снизилась


В России за год стоимость перевозки по морю аграрных грузов снизилась на 18–49%. Причины — в эмбарго на поставку импортной пшеницы в Турцию и снижении грузопотока. Владельцы судов оказались не готовы менять маршруты и вынуждены предлагать грузоотправителям скидки. Это может снизить логистическое плечо для российского экспорта, но вряд ли приведет к росту его объема.

Средние ставки фрахта судов класса Coaster (небольших размеров) для перевозки зерновых из Азовского моря в Турцию в конце августа составили $26 за тонну при следовании в порты Мраморного моря и $43 за тонну — в Мерсин, сократившись за год на 49% и 46% соответственно, следует из данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Средняя стоимость фрахта при отправке зерна из портов Азовского моря в Египет за год снизилась на 44,7%, до $47 за тонну. Фрахт судов Handysize (больших размеров) также подешевел с начала этого года, но конкретных показателей в ЦЦИ не привели.

В агроторговой компании AGS отмечают, что стоимость морской контейнерной перевозки аграрной продукции в Турцию за год снизилась на 33–42%, до $35–40 за тонну, в Пакистан — на 18,8%, до $65 за тонну, в Бангладеш — на 20%, до $120 за тонну.

Отправка нута в Иорданию подешевела на 30%, до $80 за тонну. Морская логистика в Китай, по данным AGS, подешевела на 30–40%, до $40 за тонну.

Гендиректор AGS Руслан Барашян констатирует, что на рынке контейнерной перевозки во второй половине 2022 года произошел скачок цен и сейчас наблюдается коррекция. Директор ЦЦИ Роман Соколов основной причиной снижения стоимости фрахта называет общее уменьшение грузовой базы, продиктованное, в частности, временным эмбарго Турции на поставки импортной пшеницы с июня 2024 года. По данным «Русагротранса», негативную динамику также показали поставки в Израиль и Алжир, а отправки в Египет выросли не так значительно — на 7,7% год к году, до 1,4 млн тонн. Совокупно экспорт пшеницы в июле—августе снизился на 2,1% год к году, до 9,4 млн тонн.

Источник “Ъ” на аграрном рынке напоминает, что в прошлом году в конце июля завершилось действие зерновой сделки между РФ, Украиной и Турцией, предполагавшей безопасные коридоры для сельскохозяйственных грузов из черноморских портов Украины. Это повлияло на весь регион. «Раньше возможностей обеспечить загрузку было больше у турецких, греческих и других перевозчиков»,— сказал собеседник “Ъ”.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов обращает внимание на то, что глобальные ставки фрахта сейчас на 10–30% выше, чем год назад.

Снижение поставок в Турцию, по его мнению, не может сильно скорректировать картину, «фрахт — глобальный рынок, и не попавшие под санкции суда могут быть переведены на другие линии». Хотя гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что владельцы флота не всегда готовы оперативно переориентировать суда на новые маршруты в других регионах. «Существует турбулентность, и сложно прогнозировать, сколько продлятся ограничения на поставки зерна в Турцию, после 15 октября запрет может быть снят или продлен»,— не исключает он. В моменте, по словам эксперта, операторы могут предлагать скидки.

Море — основной канал российского аграрного экспорта, на него приходится, по оценкам Андрея Сизова, 95% поставок. Доля логистического плеча в стоимости продукции, по его словам, варьируется в зависимости от места назначения и груза. Например, при отправке пшеницы в Египет показатель может составлять 8–10%. Транспортные расходы обычно делятся между покупателем и продавцом и могут быть предметом торга при определении цены продукции, поясняет господин Сизов.

Гендиректор компании «Прозерно» Владимир Петриченко называет невысокую стоимость фрахта плюсом для товарного рынка, но сомневается, что она сильно повлияет на конъюнктуру. Господин Соколов обращает внимание на то, что морской фрахт выступает важным индикатором состояния рынка экспортных грузов и падение ставок в целом указывает на негативную тенденцию. Например, схожая картина, по его словам, наблюдалась весной 2022 года.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-10-05
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
41000.00 + 1050 41500.00 + 500
ПФО
38000.00 + 1600 39000.00 + 2000
СКФО
44000.00 + 2000 44500.00 + 1500
ЮФО
43300.00 + 2100 43500.00 + 1500
СФО
41000.00 + 1000 42000.00 + 1000
на 2024-10-05
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
85000.00 + 2300 92000.00 + 8300
ЮФО
88000.00 + 4900 89000.00 + 3500
ПФО
87000.00 + 3400 89000.00 + 5300
СФО
87000.00 + 3500 88000.00 + 3000

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы