Ставки фрахта сухих грузов в третьем квартале 2025 года продемонстрировали разную динамику в разных сегментах судоходства по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на фоне высоких объемов морской торговли, несмотря на сохраняющуюся обеспокоенность относительно глобальных макроэкономических перспектив.
Этот неоднозначный результат был обусловлен в первую очередь активными перевозками зерна в сегменте Panamax и увеличением незначительных массовых поставок на судах Supramax, что отражает рост балансирующего предложения на рынке, динамику региональной торговли и колебания спроса в отдельных секторах.
По данным S&P Global Commodity Insights, индекс Platts Capesize T4, глобальный средневзвешенный индекс четырех маршрутов Capesize, в третьем квартале 2025 года составил в среднем 23 394 долл. США в день, что ниже показателя в 25 032 долл. США в день в третьем квартале 2024 года, сообщает oilworld.ru со ссылкой на S&P Global Platts.
Между тем, индекс Platts KMAX9, глобальный средневзвешенный показатель тонно-миль по девяти маршрутам Panamax, в третьем квартале составил в среднем 15 562 долл. США в день, что представляет собой существенное улучшение по сравнению с 14 145 долл. США в день за тот же период 2024 года.
Аналогичным образом, индекс Platts APSI 5 (средневзвешенный показатель в тонно-милях по пяти маршрутам грузовых перевозок Supramax в Азиатско-Тихоокеанском регионе) в третьем квартале составил в среднем 11 135 долларов США в день, что незначительно ниже среднего показателя в 11 408 долларов США в день, зафиксированного в третьем квартале 2024 года.
Источники на рынке судов типа «кейпсайз» в основном выражали уверенность и осторожный оптимизм в отношении того, что средняя прибыль в следующем квартале, вероятно, останется стабильной. «Объемы экспорта железной руды горнодобывающими компаниями Западной Австралии в прошлом квартале неизменно соответствовали ожиданиям», — прокомментировал источник среди судовладельцев, предположив, что рынок судов типа «кейпсайз» стабилизировался после довольно бурной первой половины 2025 года, когда объемы фрахта и экспорта отставали от аналогичного периода 2024 года.
Второй источник среди судовладельцев подтвердил схожее мнение о том, что показатели тихоокеанского рынка в третьем квартале 2025 года были относительно стабильными, а объёмы экспорта выросли по сравнению с предыдущим кварталом, что позволяет предположить, что фундаментальные факторы в Атлантике сыграли ключевую роль в определении судьбы сегмента судов типа Capesize в четвёртом квартале. Тот же источник среди судовладельцев выделил положительные моменты, такие как проект по добыче железной руды на руднике Симанду в Гвинее, первая экспортная отгрузка которого, как ожидается, начнётся в ноябре, что потенциально может обеспечить дополнительный рост прибыли Capesize.
Более того, источники в сфере судоходства судов типа Capesize также широко ожидают, что крупные бразильские горнодобывающие компании будут активно экспортировать железную руду в начале четвёртого квартала, поскольку, по слухам, некоторые бразильские железорудные компании перенесли отгрузку в третьем квартале на четвёртый и, вероятно, будут вынуждены отгрузить её до начала сезона дождей в Южной Америке ближе к концу календарного года. «Мы, вероятно, увидим меньше [потребностей в бразильской железной руде], поскольку ноябрьские и декабрьские контейнеры-лейканы будут ближе к началу сезона дождей», — съязвил источник в судовом брокере. Таким образом, участники рынка довольно позитивно оценивают краткосрочный рынок атлантических судов типа Capesize.
Несмотря на то, что в сегменте Panamax наблюдается существенное улучшение ставок, начиная со второй половины августа, что обусловлено высоким спросом в обоих бассейнах, сохраняется неопределенность относительно перевозок зерна в последнем квартале 2025 года.
«Китай закупил большой объём [соевых бобов] у Аргентины на ноябрь и до первого квартала 2026 года», — отметил источник, управляющий судном, предположив, что увеличение поставок соевых бобов аргентинского происхождения в четвёртом квартале 2025 года может потенциально повысить ставки на рынке Южной Атлантики и, следовательно, поддержать ставки в Тихоокеанском регионе. Однако спрос на зерно в Северной части Тихого океана остаётся под вопросом из-за продолжающихся проблем с тарифами между США и Китаем, добавил источник.
К концу сентября Китай закупил до 40 партий сои у Аргентины после того, как последняя приостановила экспортные пошлины, и большая часть партий планировалась к отгрузке в ноябре.
Однако второй источник, управляющий судном, выразил сомнения относительно влияния увеличения объёма погрузки соевых бобов из Аргентины. «В ноябре будет больше грузов с Восточного побережья Южной Америки (ECSA), но в связи с сезонными изменениями общие объёмы зерна [в Атлантике] всё ещё ниже», — съязвил источник, отметив, что увеличение объёмов поставок из Аргентины будет недостаточным для компенсации снижения спроса на тонно-милю в грузоперевозках между США и Китаем, вызванного тарифной напряжённостью в США.
Участники рынка также разошлись во мнениях относительно перспектив сегмента Supramax в четвёртом квартале. Некоторые источники придерживались пессимистичного прогноза, полагая, что тихоокеанский рынок достигнет пика в третьем квартале 2025 года, в то время как другие придерживались мнения, что рынок может оставаться стабильным до конца года.
«Небольшие объемы перевозок в Тихом океане по-прежнему активно растут, и одного этого может быть достаточно для поддержания текущих ставок», — высказал мнение третий источник, работающий с судами.
По данным S&P Global Commodities at Sea, объемы отгрузки небольших массовых грузов из региона Юго-Восточной Азии на судах Supramax и Ultramax выросли примерно на 11,25% в годовом исчислении — с 34,94 млн метрических тонн в третьем квартале 2024 года до 38,87 млн метрических тонн в третьем квартале 2025 года, что подчеркивает устойчивый спрос на мелкие массовые грузы, такие как клинкер.
Что касается угля, аналитик одного из сырьевых трейдеров отметил, что поставки угля в Китай, в основном для пополнения запасов на зиму, в четвёртом квартале этого года, как ожидается, увеличатся по сравнению с третьим, хотя объёмы всё равно будут ниже, чем за аналогичный период прошлого года. «Кроме того, возникнут проблемы с поставками из-за строгих проверок на китайских угольных шахтах», — добавил тот же источник, предположив, что внутренняя добыча угля в Китае может быть ограничена из-за продолжающихся репрессий правительства в отношении крупных горнодобывающих регионов.
Напротив, источник в сфере фрахтования судов выразил обеспокоенность по поводу спроса на энергетический уголь до конца года. По его мнению, в четвёртом квартале спрос не вырастет существенно по сравнению с третьим, в первую очередь из-за серьёзных проблем в экономике Китая, которые сдерживают потребление угля в промышленности.

| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
39900.00 | + 1200 | 39000.00 | + 0 |
ПФО |
37800.00 | + 0 | 38000.00 | + 0 |
СКФО |
41000.00 | + 0 | 43000.00 | + 1000 |
ЮФО |
41000.00 | + 0 | 42000.00 | + 0 |
СФО |
37000.00 | + 0 | 38000.00 | + 0 |
| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
94500.00 | + 0 | 95200.00 | + 100 |
ЮФО |
96500.00 | + 0 | 97000.00 | + 0 |
ПФО |
95000.00 | + 0 | 95600.00 | + 0 |
СФО |
93000.00 | + 0 | 93500.00 | + 0 |
Обсуждение