Новости "Масложировой союз России"
Переизбыток пшеницы можно заместить масличными
00:05 — "Масложировой союз России"
"60% игроков отрасли, могут покинуть даннный рынок"
00:06 — "Масложировой союз России"
Сезон больших надежд не оправдал ожидания
01:00 — "Масложировой союз России"
Вопреки непогоде
00:15 — "Масложировой союз России"
"Слияние как по маслу", "КоммерсантЪ"
10:47 — "Масложировой союз России"
В новом сезоне рынок масличных может оживиться
00:45 — "Масложировой союз России"
Минсельхоз разберется с махинациями с НДС
08:02 — "Масложировой союз России"

00:05, 24.07.2017 — Информационно-аналитическая компания ПроЗерно, "Масложировой союз России", Внутренний рынок, Инвест проекты
автор: agroinvestor

Объединение с группой «Юг Руси» будет одной из крупнейших сделок этого года



 В конце прошлой недели из сообщения ФАС стало известно, что холдинг «Солнечные продукты» (входит в ГК «Букет» Владислава Бурова) может получить контроль над группой «Юг Руси» Сергея Кислова. В результате объединения появится компания, на которую будет приходиться 21% отечественной переработки подсолнечника и почти 30% российского рынка бутилированного подсолнечного масла.

По данным Масложирового союза России, в 2016 году на переработку было отправлено 9,73 млн т подсолнечника. На «Юг Руси» пришлось 12% (1,19 млн т) этого объема, группа стала крупнейшим переработчиком по итогам прошлого года. «Солнечные продукты» заняли третье место с долей в 9% (871 тыс. т).

 

Производство бутилированного подсолнечного масла

 

За прошлый год в стране было выпущено почти 1,7 млн т бутилированного подсолнечного масла, из которых 442 тыс. т отправлено на экспорт. «Юг Руси» с большим отрывом лидирует среди производителей с долей рынка в 27%, за год компания выпустила 362 тыс. т бутилированного масла. «Солнечные продукты» по этому показателю находятся на седьмой позиции с 2,3% (56 тыс. т). «В результате создается новая крупнейшая компания на масложировом рынке с долей свыше 20% в переработке всего подсолнечника в России», — прокомментировал «Агроинвестору» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, добавив, что сделка — если она состоится — станет одной из крупнейших в агробизнесе за последний год.

В случае объединения новая компания также может попасть в топ-10 крупнейших российских землевладельцев. В апрельском рейтинг BEFL «Юг Руси» находился на 23-м месте с 200 тыс. га сельхозземель, «Солнечные продукты» — на 26-м со 157 тыс. га. «С точки зрения масштабов, сделка будет одной из крупнейших в этом году, и в случае ее закрытия компания по итогам года окажется в конце первой десятки или в начале второй. При этом если у одной компании сельхозактивы находятся на юге России, то у другой — в Поволжье», — рассказал «Агроинвестору» управляющий директор BEFL Владислав Новоселов. Группа «Юг Руси» включает 19 сельхозпредприятий в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае, указано на ее сайте. Сельхозземли «Солнечных продуктов» находится в Поволжье.

Крупнейшие переработчики подсолнечника

 

По словам исполнительного директора Масложирового союза Михаила Мальцева, объединение активов позволит компаниям оптимизировать издержки и логистику по сырью. «Маслодобыча в стране в последнее время убыточна в связи с диспаритетом экспортных цен на подсолнечник и на его переработке. Сейчас поставить подсолнечник за рубеж на 12% выгоднее, чем продать продукцию его переработки, — сравнивает он. — Однако у обеих компаний есть глубокая переработка, которая позволяет компенсировать убыток. Поэтому с точки зрения синергии наверняка есть что оптимизировать». При этом он отметил, что у компаний похожие структуры, они вертикально интегрированы — то есть имеют производственную цепочку от выращивания сырья до выпуска готовой продукции. «Вопрос лишь в том, у кого больше финансовых возможностей», — добавляет эксперт.

Сейчас идет консолидация рынка, поскольку на фоне убытков в маслодобыче и сжатия маржи в верхнем переделе из-за ограниченного покупательского спроса все ищут пути снижения издержек, продолжает Мальцев. «Мелкие предприятия при таком сценарии будут уходить с рынка, лучшие — поглощаться», — считает он. В то же время объединение «Солнечных продуктов» и «Юга Руси» не будет иметь большого значения для рынка, полагает он. «Практически все маслоэкстракционные заводы в России за редким исключением тех, у кого есть логистическое преимущество, находятся в зоне убытка. И для малых, и средних МЭЗов гораздо важнее ситуация с экспортными пошлинами, введение которых позволит убрать диспаритет цен и выйти по маслодобыче хотя бы в ноль», — уверен Мальцев.

В конце июня Масложировой союз обратился в Минэкономразвития с просьбой экстренно увеличить вывозную пошлины на подсолнечник на 10 п. п. до 16,5% за тонну, но не менее 100 евро. Реакции на это обращение пока не последовало. «У нас сегодня загрузка мощностей около 57%, и если вопрос с пошлиной не будет решен, то часть мелких МЭЗов — по нашим прогнозам, около 20% — уйдет в черный сектор, перестав платить налоги. Другие мелкие МЭЗы закроются, средние же, у которых нет глубокой переработки, будут вынуждены банкротиться и искать новых владельцев, которых они вряд ли найдут», — добавляет Мальцев.

Сельхозпроизводителям сделка не выгодна

Объединение «Солнечных продуктов» и «Юга Руси» вряд ли существенно изменит ситуацию на масложировом рынке, в том числе для мелких предприятий, соглашается гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. В то же время для производителей подсолнечника появление такого гиганта несет определенные риски. «Любая консолидация невыгодна сельхозпроизводителям: в данном случае создается олигополия, которая может диктовать условия на рынке», — сказал он «Агроинвестору». Сокращение числа игроков на рынке снизит конкуренцию, что ослабит переговорные позиции производителей сырья и приведет к снижению маржинальности операций аграриев, солидарна с Петриченко начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «В последние несколько лет из-за валютной волатильности и изменения цен на мировом рынке сырья маржа масложирового сектора в большей степени концентрировалась у поставщиков семечки, а не МЭЗов, — комментирует она. — Но усиление позиций последних может не привести к росту маржи в переработке, а напротив, дестимулировать некоторых сельхозпроизводителей выращивать масличные».

В свою очередь, Дмитрий Рылько обращает внимание, что активы двух компаний географически практически не пересекаются, за исключением Краснодарского края, где расположен «Краснодарский МЭЗ» «Юга Руси» и Армавирский масложировой комбинат «Солнечных продуктов». «Поэтому влияние на сельхозпроизводителей с точки зрения конкуренции будет невысоким», — полагает он.


Выберите регион
все страны и регионы