Учитывая рекордный выпуск хопперов-зерновозов в предыдущем периоде, купленные по высокой цене или взятые в лизинг вагоны будут трудноокупаемы. Об этом стало известно на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов», который организовал РЖД-Партнер.
На примере маршрута Курская обл. – Новороссийск (эксп.) аналитик АО «Центр ценовых индексов» Роман Шагалов рассказал о динамике стоимости транспортировки пшеницы ж/д транспортом (тариф РЖД + предоставление хоппера-зерновоза). Так, в III квартале 2024 года показатель составлял 3880 руб/т, в IV – 4240 руб/т. В I кв. 2025 года цена снизилась до 3500 руб/т, а в апреле 2025 года упала еще ниже – до 2800 руб/т.
«Напомню, что в стоимость ж/д транспортировки входит ещё оплата тарифа РЖД, которая в декабре выросла более чем на 13%. Таким образом видно, как сильно обвалилась вагонная составляющая – на 50-60%. Аналогично ведут себя ставки аренды на хопперы-зерновозы на долгосрочный период – они также достаточно быстро снижаются», – пояснил Р. Шагалов.
Наблюдается также серьезная проблема с грузовой базой – погрузка зерна на сети РЖД упала более чем на треть к показателям 2024 года. Это связано со значительным сокращением квоты на экспорт зерновых грузов в 2025 году к 2024-му, что вызвано низкой урожайностью. Падение оказалось значительнее, чем ожидали аналитики и аграрии.
Ожидания от сельскохозяйственного сезона 2025-2026 г.г. тоже не самые радужные – экспортная квота останется на невысоком уровне, поэтому вагоны-зерновозы будут испытывать нехватку грузовой базы. Тем более что в 2023–2024 годах выпуск вагонов-зерновозов среди российских вагоностроительных компаний был рекордным – технику покупали за 6–7 млн рублей без НДС, а многие приобретали в лизинг.
«С учетом текущих ставок доходности мы приходим к пониманию, что в 2025 году эти вагоны окупаться не будут, и придется либо пользоваться заработанной ранее прибылью, либо надеяться на отскок цен», – добавил эксперт.
Тем временем, цены на российскую пшеницу растут ($250 за тонну на базисе FOB Новороссийск) и прирастают в том числе к 2024 году (средняя стоимость пшеницы в 2024 году составляла около $225 за тонну).
«Из-за того, что дешевеет логистика, нетбэки для аграриев растут, и этому не мешает даже высокий курс доллара, потому что для экспортеров пшеницы снижаются экспортные пошлины. Таким образом, аграрии зарабатывают и могут платить за вагоны-зерновозы. Но предложение в этом случае превышает спрос – слишком мал объем продукции, которую можно перевозить как внутри страны, так и на экспорт, поэтому динамика ставок негативная», – резюмировал Р. Шагалов.
| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
39000.00 | + 200 | 39500.00 | + 200 |
ПФО |
38000.00 | + 500 | 38500.00 | + 200 |
СКФО |
41000.00 | + 0 | 42900.00 | - 100 |
ЮФО |
41000.00 | + 0 | 42500.00 | - 300 |
СФО |
37000.00 | + 0 | 38000.00 | + 0 |
| Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
|---|---|---|---|---|
ЦФО |
94500.00 | + 900 | 95000.00 | + 500 |
ЮФО |
96500.00 | + 900 | 97000.00 | + 1200 |
ПФО |
95000.00 | + 1300 | 95500.00 | + 1000 |
СФО |
93000.00 | + 1000 | 93500.00 | + 900 |
Обсуждение