Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
В США начался сев сои
13:00 — Зерновые
07:40, 10.05.2018 — Новости технологий, Вести с полей
автор: carbofood

Экономика масличных без защиты. Фунгицидами обрабатывается лишь 3% посевов подсолнечника


"Агроинвестор". №5 2018

При массовом распространении заболеваний можно потерять больше 80%, а то и весь урожай маслосемян. Кроме того, снижается качество и масличность семян. Но многие сельхозпроизводители надеются на авось хотя инвестируют в выращивание многие миллионы рублей

Основные масличные — подсолнечник, соя и рапс — уже который год остаются одними из самых рентабельных агрокультур. Их доходность нередко могла бы быть еще выше, однако пренебрежение технологиями ведет к потерям урожая, а значит, и прибыли. Так, по оценкам Минсельхоза, в 2018 году до 40% сбора масличных может быть потеряно из-за различных заболеваний. Потенциальный объем сохраненного урожая при минимизации рисков сокращения сбора в результате распространения болезней, вредителей и сорняков в целом оценивается почти в 7 млн т на сумму более чем 104 млрд руб.

Теряют деньги По данным Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений (ВИЗР), при эпифитотийном (массовом) проявлении распространенных болезней потери урожая подсолнечника могут превышать 50%. Кроме физических потерь, также наблюдается снижение качества масла из-за присутствия в нем микотоксинов, продуцируемых возбудителями заболеваний, говорит ведущий научный сотрудник института Владимир Якуткин. В списке известных возбудителей болезней сои не менее шести видов бактериальных, 34-37 грибных и до 46 вирусных патогенов, отмечает заведующий отделом сои Всероссийского НИИ масличных культур им. В. С. Пустовойта (ВНИИМК) Сергей Зеленцов. Наибольший урон наносят грибные заболевания, поражающие стебель, особенно в период его интенсивного роста, формирования и налива бобов. В случаях эпифитотий от грибных болезней гибнет большая часть или почти все растения сои на поле.

Если не проводить защитные мероприятия, то каждый год на масличных агрокультурах из-за поражения болезнями российские аграрии могут терять около 6-10 ц с каждого гектара, утверждает технический эксперт по подсолнечнику и рапсу компании "Сингента" Иван Афанасьев. В денежном эквиваленте это 10-15 тыс. руб./га, уточняет он. "Болезни, безусловно, оказывают существенное отрицательное влияние на урожайность и, как следствие, — экономику предприятия, — соглашается менеджер по работе с производителями сельскохозяйственной продукции "Байер" Александр Дворянкин. — Так, только склеротиниоз — общая болезнь для рапса, подсолнечника и сои — в период эпифитотии может снижать сбор с гектара более чем на 60%.

А на озимом рапсе это заболевание может полностью лишить агрария урожая". Многие сельхозпроизводители из-за нехватки средств и из-за надежды, что проблема обойдет их стороной, иногда полностью игнорируют рекомендации по профилактике распространения заболеваний. Однако, по словам Дворянкина, при детальном изучении, например, рентабельности подсолнечника в динамике пяти лет становится ясно, что раз в три-четыре года отмечается сильная отрицательная динамика сбора агрокультуры, что в основном связано с циклом эпифитотии того или иного заболевания. "Такая ситуация становится довольно критичной для крупных компаний, которые профессионально занимаются производством масла", — считает он. При этом средняя рентабельность производства масличных за пять лет тоже резко снижается. Чем болеют масличные

Старший научный сотрудник ВИЗР Елена Гасич перечисляет с десяток наиболее вредоносных болезней подсолнечника. Например, широко распространена белая гниль. Он активно развивается на плодородных, влажных и холодных почвах. При раннем поражении растение может полностью погибнуть, при поражении в более поздний период урожай снизится в несколько раз, при этом образуется множество пустых и щуплых семян. Развитию серой гнили способствуют теплая погода и высокая атмосферная влажность. Болезнь также распространена по всей стране и приводит к значительным потерям: недобор может достигать 50%, а при поражении подсолнечника в период созревания — 100%. "Из-за серой гнили семена формируются со сниженными посевными качествами, уменьшается содержание масла", — рассказывает Гасич. Для пепельной (угольной) гнили прекрасные условия — сухая жаркая погода при средней температуре днем до 26 °C. Заболевание распространено на юге России. Приводит к сокращению урожая на 18-64%, масличности — на 1-8%.

Повсеместно встречается такое заболевание подсолнечника, как ржавчина. Развитию этого патогена благоприятствует высокая влажность. Особый вред болезнь наносит посевам на Северном Кавказе, в Поволжье и Центральном Черноземье. При сильном поражении листья преждевременно засыхают, урожай снижается на 14-38%, содержание масла — на 4-12%.

Вертициллезное увядание подсолнечника наиболее опасно в зонах с сухим и жарким летом. Урожайность с одной корзинки падает на 55%, вес семян — на 36%. "А вот такое заболевание, как альтернариоз, относительно недавно у нас отсутствовало и считалось карантинным, — обращает внимание Гасич. — Сейчас же оно широко распространено по всей стране, при сильном поражении ведет к потерям сбора на 20-60%, масла — на 30%". Наиболее интенсивно эта болезнь развивается во второй половине лета при теплой и влажной погоде. Также среди особо вредоносных заболеваний сотрудник ВИЗР называет ложную мучнистую росу, которая возникает при высокой влажности, дождливой погоде, температуре 15-18 °С. В результате — изреживание посевов и недобор семян.

В годы эпифитотий урожайность может снижаться на 4-6 ц/га. Одной из самых вредоносных болезней рапса Елена Гасич называет килу. Оптимальная температура для нее составляет 18-24 °С при влажности почвы 75-95% и уровне ее pH от кислого до нейтрального. Заболевание зарегистрировано в ЦЧР, на северо-западе России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Споры патогена могут сохраняться в земле до 15 лет, а при повсеместном развитии болезни потери урожая могут достигать 100%. Развитию такой болезни, как фомоз (снижение сбора при нем доходит до 72%), способствуют высокая влажность воздуха (60?80%) и температура 20-24 °С. Альтернариоз распространен во всех зонах выращивания рапса, акцентирует эксперт. Недобор урожая составляет 20% и более, в годы эпифитотий — 50% и выше.

Из наиболее вредоносных болезней сои Гасич выделяет трахеомикозное увядание, которое распространено в ДФО и приводит к сокращению урожайности на 3-4 ц/га. Ложная мучнистая роса встречается во всех районах возделывания агрокультуры, но наибольший вред (минус 50-60% сбора и ухудшение качества) наносит в зонах достаточного увлажнения. "Повсеместно распространен церкоспороз, — говорит эксперт. — При сильном развитии болезни урожай может уменьшиться в два-три раза, также падает содержание масла и протеина в семени".

Ржавая пятнистость — септориоз — сильно развивается в период цветения. Наиболее часто эта болезнь встречается на Дальнем Востоке, она приводит к резкому снижению ассимиляционной поверхности растений из-за массового преждевременного опадения пораженных листьев. При значительном поражении септориозом в период налива бобов опадает до 50% листьев. В результате потери урожая могут составлять до 20-30%. Заболеваний, поражающих только семена, на сое не встречается, добавляет Зеленцов. Чаще всего возбудитель поражает как вегетативные, так и генеративные органы. При этом вредоносность возбудителей болезней агрокультуры существенно зависит от почвенно-климатических условий зоны. Во влажных наиболее опасны разные формы фузариоза, склеротиниоз, рак стебля, мучнистая роса, пероноспороз, антракноз.

При посеве сои в севооборотах с подсолнечником всегда есть повышенный риск появления на сое фомопсиса. В засушливых условиях, особенно в период формирования бобов и налива семян, наиболее вредоносной является пепельная гниль. "В соевой зоне Дальнего Востока, кроме грибных болезней, также широко распространены вирусные", — обращает внимание он. За и против химии Между тем эпифитотийное распространение болезней, в частности на сое, в большинстве регионов России — довольно редкое явление, признает Зеленцов. Поэтому, как правило, химические обработки носят характер превентивной защиты. "Стоят они дорого, поэтому большинство сельхозпроизводителей стараются на этом экономить, — знает он. — Если же эпифитотия все-таки развилась, то уже никакие химобработки не спасут поле". По мнению эксперта, определенный обеззараживающий эффект в большинстве случаев дают механические обработки почвы при классических технологиях возделывания с оборотом пласта. Исключение составляет лишь беспахотная, так называемая "нулевая" (no-till) технология возделывания сои. "Эта технология — самая "грязная" фитопатологически, поскольку на поверхности поля из-за отсутствия заделки растительных остатков, в том числе пораженных различными болезнями, непрерывно накапливается целый "букет" и титр возбудителей, — предупреждает Зеленцов. — При посеве сои все они моментально атакуют семена с весьма печальными последствиями для растений". В этом случае неоднократные химобработки посевов становятся обязательными. Но обходятся они очень дорого. При интенсивном режиме химической защиты болезни на сое, как правило, визуально не проявляются. Однако чем выше влажность окружающей среды, тем ниже надежность и эффективность химобработок, отмечает эксперт. По его словам, дешевле и эффективнее вернуться к пахоте, снимающей многие проблемы с болезнями.

Производители средств защиты растений подтверждают: далеко не все аграрии применяют фунгицидную защиту от болезней. По оценке Дворянкина, самой "продвинутой" в этом плане масличной агрокультурой является рапс: примерно 20% его посевов в России обрабатывается фунгицидами. На втором месте соя — 11% от общей площади. На подсолнечнике фунгициды применяют реже всего — примерно на 3%, сравнивает он. С одной стороны, эпифитотии случаются не так часто, с другой — у многих аграриев нет технической возможности применения таких СЗР, поясняет он. Например, наибольшая эффективность фунгицидной обработки подсолнечника против склеротинии достигается в фазу начала цветения, а поскольку это высокорослая агрокультура, с наземной обработкой возникают сложности. Сами аграрии главное спасение от распространения заболеваний видят в соблюдении севооборота.

Проблемы с болезнями возникают у тех хозяйств, которые его нарушают, уверен главный агроном "Краснодарагроальянс" (Краснодарский край) Вадим Пятковский. "Подсолнечник — высокорентабельная агрокультура. И сельхозпроизводители пытаются выращивать его чаще, чем положено. Из-за этого и все проблемы", — уверен он. Компания тоже не использует фунгициды на подсолнечнике, однако сеет агрокультуру на одном поле не чаще, чем раз в семь лет, поэтому серьезных проблем из-за заболеваний пока не случалось, утверждает специалист. Впрочем, болезни все-таки встречаются, признает он, но экономический порог вредоносности они не превышают. "Так, недавно наш подсолнечник поразил фомопсис, но пострадал лишь 1% посевов.

Покупка средств химзащиты на эту площадь обошлась бы нам дороже, чем сумма потерь урожая", — говорит Пятковский. Орловское хозяйство "Победа" (Залегощенский район) выращивает 500 га рапса, но тоже не применяет на нем никаких средств химической защиты. По словам главного агронома предприятия Екатерины Пирожковой, болезни все же наносят некоторый ущерб, который прежде всего выражается в снижении урожайности, но эти потери минимальны и практически не влияют на экономику хозяйства. "С фунгицидами мы вообще не работаем, не хватает финансов", — признает она. Единственное, чем спасается "Победа", — соблюдение севооборота: рапс на одном и том же поле предприятие сеет не чаще, чем раз в четыре года.

Агрофирма "Партизан" (Амурская область) для защиты посевов сои от болезней использует фунгициды, а также протравливает семена. Хотя местами на бобах все равно проявляется склеротиниоз, рассказывает главный агроном компании Леонид Ковляков. Но экономического порога вредоносности заболевание не переходит. Больше проблем хозяйству доставляют вредители. По оценке специалиста, затраты на химзащиту в среднем составляют 6-9 тыс. руб./га. "Заречье" (Краснодарский край) выращивает подсолнечник и сою.

Агрокультуры страдают от схожих заболеваний, и в отдельных случаях (например, от фомопсиса), если не применять средств химзащиты, можно потерять весь урожай, обращает внимание главный агроном предприятия Алексей Поцелуев. Хозяйство активно применяет фунгициды. "Например, в этом году мы закупили новинку, имеющую широкий спектр действия, — делится специалист. — Вложения в химзащиту необходимы и экономически оправданны". В зонах с недостаточным или неустойчивым увлажнением в течение вегетационного периода применение химобработок против болезней почти никогда не окупается из-за редких эпифитотий, отмечает Зеленцов. А в обычные годы в этих зонах, даже если заболевания случаются, то они, как правило, не приводит к снижению урожая. Причина в том, что большинство возбудителей наиболее агрессивны только во влажных условиях (за исключением возбудителя пепельной гнили и некоторых других). В летний период, когда влажность поверхностного слоя почвы и приземного слоя воздуха уменьшается, особенно на фоне повышенных температур воздуха, патогены перестают вредить растениям.

Способы защиты Тем не менее заболевания легче предотвратить, чем лечить. Хотя мероприятия для защиты растений бывают как предупредительными, так и оперативными. "Профилактика заключается в создании оптимальных условий для роста и развития растений: обоснованное чередование агрокультур, пространственная изоляция и тщательный уход за посевами, эффективная система обработки почвы, — перечисляет Иван Афанасьев. — Оперативные мероприятия проводятся, когда уровень поражения растений превышает экономические пороги вредоносности, они предусматривают использование химических средств защиты". Правда, эксперт признает, что бывает очень поздно принимать решение об обработке посевов фунгицидами, особенно если растения поражены ложной мучнистой росой, белой гнилью или фомопсисом. Ситуация осложняется стремительным нарастанием инфекционного фона, обусловленным расширением площадей под подсолнечником, рапсом и соей, и переходом на минимальную обработку почвы.

По мнению Афанасьева, сейчас высокий урожай подсолнечника, рапса, сои можно получить только с применением фунгицидов. Обработки посевов в период вегетации помогают даже в условиях эпифитотии свести риск быстрого распространения болезней к минимуму и снизить ущерб до экономически незначимых показателей. В тех хозяйствах, где заболевания контролируют, урожайность подсолнечника и озимого рапса находится на уровне 25-35 ц/га, знает эксперт. Он уверен, что во многом это результат правильного выбора фунгицида и сроков его применения.

По словам Александра Дворянкина, озимый рапс в идеале требует трех фунгицидных обработок: осенью — для борьбы с фомозом и улучшения перезимовки, весной — также против фомоза плюс для провокации роста боковых побегов и в фазу начала цветения — для борьбы со склеротинией. Для ярового рапса, как правило, достаточно двух обработок: в фазу роста стебля (борьба с фомозом и провокация роста боковых стеблей) и в период старта цветения (против склеротинии и альтернарии).

Для сои, как правило, тоже достаточно двух: во время старта ветвления от аскохитоза, антракноза, септориоза и в середине цветения.

Подсолнечник требует одной обработки в фазу начала бутонизации, что помогает от комплекса заболеваний. При этом затраты аграриев на химзащиту растений напрямую зависят от того, какую урожайность они хотят получить, акцентирует эксперт. Чтобы достичь показателя 18 ц/га для сои и ярового рапса, 20 ц/га — для подсолнечника (усредненные показатели), необходима одна фунгицидная обработка. Елена Гасич, кроме соблюдения севооборота и использования фунгицидов, рекомендует возделывать только устойчивые к тем или иным заболеваниям сорта, а также вести контроль посевного материала — тщательную очистку семян от механических примесей, протравливание и т. п."Непременно стоит проводить своевременный фитосанитарный мониторинг и удалять пораженные болезнями растения, — советует она. — Бороться с заболеваниями помогают также своевременная уборка, очистка и сушка семян".

Для проведения сбора в более ранние сроки рекомендуется проводить десикацию, акцентирует внимание эксперт. Но все упомянутые мероприятия могут оказаться бесполезными, если появляются новые заболевания. А в подавляющем большинстве случаев они приходят с семенным материалом из-за рубежа, утверждает Сергей Зеленцов.

Подобные прецеденты в России уже случались. Так, когда-то на Дальний Восток с американской соей завезли нематоды. "Некоторые специалисты поговаривали, что фомопсис тоже проник в нашу страну с иностранными семенами, — знает он. — В начале 2000-х в Ростовскую область с импортными гибридами подсолнечника поступили семена новых агрессивных рас заразихи". Поэтому главный способ борьбы с появлением новых болезней, по мнению ученого, — снижение объемов ввоза в Россию зарубежного семенного материала вплоть до полного запрета. Соя может быть монокультурой Сергей Зеленцов,

Заведующий отделом сои Всероссийского НИИ масличных культур им. В. С. Пустовойта Для сои севооборот не столь актуален, как для других агрокультур. В нормальных условиях возделывания соя может многие годы выращиваться на одном и том же поле без признаков поражения болезнями. Пример этому — Дальний Восток, где в структуре севооборотов соя составляет 30-50%, а в Еврейской автономной области — более 90%. То есть в данной зоне эта агрокультура традиционно возвращается на старое поле через один-два года или даже возделывается как монокультура.

Протравливание семян малоэффективно?

По словам Сергея Зеленцова из ВНИИМК, протравливание семян сои, как правило, низкоэффективно, несмотря на уверения продавцов фунгицидных протравителей в обратном. Согласно законодательству, к посеву допускаются только сертифицированные семена с высокой лабораторной всхожестью и отсутствием болезней на их поверхности. Но если всхожесть семян высокая, то они успешно прорастут в почве без "химических помощников", считает он. Если низкая, да еще они поражены той или иной болезнью, их просто нельзя сеять. Однако довольно часто продавцы фунгицидных протравителей семян обещают повышение их всхожести, отмечает Зеленцов. На самом деле всхожесть семян — это просто доля в партии живых семян, способных прорастать. Таким образом, то, что не проросло, изначально было мертво. "Ни одна химическая компания, ни один фунгицид не могут оживить мертвые семена", — акцентирует эксперт. Другое дело — если сою возделывают по нулевой технологии. Тогда фунгицидное протравливание семян очень желательно, продолжает он. Но в итоге получается, что переход некоторых сельхозпроизводителей на нулевую технологию для экономии затрат на обработку почвы с лихвой компенсируется резким увеличением расходов на многократные химобработки фунгицидами в течение всего периода вегетации.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
В США начался сев сои
13:00 — Зерновые
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы