Минсельхоз представил новую концепцию национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», запускаемого с 2025 года. В нацпроект, как сообщила на коллегии ведомства его глава Оксана Лут, войдут пять федеральных проектов: по селекции и генетике, по биотехнологиям, по ветпрепаратам, по технике и оборудованию, по кадрам. За несколько месяцев, прошедших с первой презентации нацпроекта, он заметно изменился: как по отдельным целевым показателям, так и на уровне структуры федеральных проектов.
На прошедшей в среду коллегии Минсельхоза был презентован национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», запустить который власти рассчитывают в 2025 году. Как рассказала глава ведомства Оксана Лут, в состав нацпроекта войдут пять федеральных проектов: по селекции и генетике, по критически важным ферментам и кормовым добавкам, по ветеринарным препаратам и вакцинам, по технике и оборудованию, а также по обеспечению отрасли кадрами.
Новая версия документа содержит несколько концептуальных изменений, а также правку ряда целевых ориентиров.
Общая цель федерального проекта по обеспечению селекционной и генетической независимости АПК осталась прежней — достичь 75-процентной самообеспеченности семенами всех основных сельхозкультур.
По словам министра, ситуация здесь остается неоднородной: в одних секторах (например, в производстве пшеницы) показатель существенно выше целевого, в других (картофель и сахарная свекла) — заметно ниже. Схожая ситуация и в животноводстве. Этим, поясним, может объясняться снижение отдельных ориентиров федпроекта: например, установленная более низкая планка самообеспеченности племенной продукцией в птицеводстве (10% к 2030 году вместо ранее анонсированных 15%).
Что известно о нацпроекте по поддержке поставок продукции промышленности и АПК на внешние рынки
Целевые показатели федпроекта по биотехнологиям для кормовой и пищевой промышленности установлены новые: теперь это общий уровень обеспеченности ферментами и кормовыми добавками (75% к 2030 году при 30% в базовом 2023-м) и рост действующих мощностей по их производству (363 тыс. тонн с 140 тыс. тонн). В федеральном проекте по ветпрепаратам существенно повышен целевой уровень обеспеченности вакцинами к 2030 году: с 47% в майской версии до 61% в сентябрьской. Это, поясним, связано с изменением оценки для 2023 года: с 30% до 49%.
Более ясные очертания приобрел федпроект по кадрам: добиваться целевых показателей власти намерены дополнительной поддержкой студентов и сотрудников вузов и НИИ, а также повсеместным открытием агротехнологических классов.
Новые ориентиры, описанные в проекте, предполагают среди прочего рост в отрасли доли молодежи, а также сотрудников, работающих в АПК более пяти лет,— что в условиях дефицита кадров выглядит сложнореализуемой задачей.
Отметим, что при первом обсуждении контуров нацпроекта в мае (см. “Ъ” от 20 мая) речь шла о том, что федпроектов будет больше — восемь. В его новую версию не вошли проекты «Отечественный флот для нужд АПК и рыбохозяйственного комплекса», а также «Технологическая независимость средств производства растений». Эти направления и в майской версии нацпроекта не позиционировались как приоритетные — тогда речь шла о том, что доля локализации действующих веществ, необходимых для производства средств защиты растений, близка к нулю, а судов для перевозки сельхозпродукции, построенных на отечественных верфях, пока нет. Отметим, что выделение направлений в отдельные федпроекты с четким обозначением целей могло бы в дальнейшем привести к их неисполнению. Впрочем, в Минсельхозе “Ъ” пояснили, что в ходе подготовки нацпроекта по согласованию с правительством было решено реализовать часть обозначенных направлений в рамках уже действующих инструментов Минпромторга.
С желанием снизить риски может быть связана и другая заметная правка — объединение двух предложенных в мае федпроектов: «Техническая и технологическая независимость в сельскохозяйственном машиностроении» и «Технико-технологическая независимость животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности».
Теперь целевые ориентиры из них «переупакованы» в общий федеральный проект по технической и технологической независимости сельского хозяйства.
Хотя объединение по принципу общего направления работы выглядит логичным, с учетом неясных перспектив достижения заявленных целей такое решение может объясняться и желанием снизить вес этих составляющих техносуверенитета в АПК в общем нацпроекте. При такой конфигурации в случае недостижения отдельных ориентиров невыполненными при подведении итогов нацпроекта будут считаться лишь точечные показатели, а не целые федеральные проекты. Стремление снизить риски прослеживается и в общей логике «технологического» федпроекта — например, в нем предложено учитывать обеспеченность РФ не только российской, но и белорусской сельхозтехникой.
Обсуждение