Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
08:15, 14.06.2017 — Развитие отрасли
OilWorld.RU

Российские грузы ищут новые порты


После того, как 21 апреля правительство Латвии официально объявило, что страна не будет участвовать ни в каких проектах, так или иначе связанных со строительством «Северного потока 2» - газопровода, который протянется по дну Балтийского моря до побережья Германии, можно наблюдать значительное снижение транзита российских грузов через Латвию. 

Представители латвийской стороны уверены, что виной всему политические причины, а их оппоненты считают, что Россия наконец начала загружать собственные портовые мощности. Так или иначе, но российский грузопоток в страны Балтии стремительно снижается.

Эх, дороги…

По данным о внутренних железнодорожных перевозках в России, с апреля по май 2017 года почти на 90% упали объемы по транспортировке металлов, угля и нефтепродуктов через Ригу и Вентспилс. И если в марте к латвийским портам было доставлено 1,2 млн. тонн грузов из России, то после официального объявления Латвией своей позиции в апреле, эта цифра снизилась до 750 тыс. тонн, а в мае до 45,7 тыс. тонн.

Транзит различных товаров, от которого на 1\10 часть зависит Латвийская экономика, в большей степени приходится на российское направление.  До недавнего времени российские грузы более чем на 90% определяли загрузку латвийских портов.

Представители РЖД уверяют, что работают с заявками на транспортировку грузов в порты Латвии, руководствуясь только выгодой от логистических операций. Но многочисленные немотивированные отказы на доставку нефтепродуктов, удобрений, угля, металлов и зерна в порты Латвии, свидетельствуют о некотором политическом аспекте сложившейся ситуации.  В любом случае, даже если ускорение переноса грузопотока в некоторой степени выглядит, как инструмент политического влияния, это не отменяет факта, что Россия уже давно заявляла о намерении переориентировать транзитный грузопоток на свои порты в Финском заливе, в Приморске и в направлении Черного моря.

Без Украины опять не обошлось

Остроты сложившейся ситуации прибавляет запрет, который Украина в середине мая наложила на грузовые перевозки по своей территории в вагонах, собственниками которых выступает ряд российских компаний. Скорее всего, это станет первым шагом к полному прекращению грузооборота между Россией и Украиной.

Игнорируя экономическую целесообразность, Киев принял решение, которое призвано поднять рейтинг президента в глазах патриотически настроенных граждан.

Россия оказалась в ситуации, когда в кратчайшие сроки необходимо переориентировать грузопотоки разных направлений, чтобы предотвратить логистический коллапс. Несмотря на то, что официальных сообщений со стороны Москвы пока не последовало, можно сделать вывод, что переориентация российского транзита на внутрироссийские порты уже началась.

В то время, как поток российских грузов в порты Латвии тает, а грузовой транзит через Украину рискует быть полностью приостановленным, российские порты активно наращивают перевалку. Текущая ситуация рушит систему, складывавшуюся десятилетиями. С момента распада Советского Союза основная портовая инфраструктура осталась на территориях Прибалтики и Украины, а Россия была вынуждена подпитывать экономику этих стран, направляя через их порты свои грузопотоки.  Сейчас мы наблюдаем переломный момент, когда Россия, долгое время инвестировавшая в строительство альтернативных портовых мощностей, наконец получила возможность осуществлять перевалку грузов на своих условиях и переориентировать грузопотоки в целях обеспечения загрузки собственных портовых терминалов.

До недавнего времени, основными преимуществами перевалочных комплексов Латвии и Украины являлись их значительные мощности по перевалке и возможность приема крупнотоннажных судов. После серьезных инвестиций в портовую инфраструктуру за последние годы, ряд портовых комплексов России в полной мере соответствует этим требованиям, а по мощностям даже значительно их превосходит.

Перераспределение транзитного грузопотока из Латвии скорее всего будет выглядеть следующим образом. На порт в Усть-Луге, мощность которого составляет более 75 млн. тонн, придутся основные объемы перевалка нефти, стали и минеральных удобрений. Порт имеет хорошую современную инфраструктуру, кроме того в 2015 году там начал работать новый терминал "Смарт Балтик", мощность которого составляет 1,5 млн. тонн груза в год. К 2026 году еще один терминал мощностью до 15,6 млн. тонн в год планируется запустить в порту Приморска. Эти комплексы смогут принять на себя основной грузопоток, перевалку которого раньше осуществляли через Латвию.

Альтернативой мощностям украинского порта Одесса станут российские - Тамань и Новороссийск. Совокупная мощность глубоководного порта Тамань по перевалке на сегодняшний день составляет 13,2 млн. тонн грузов, в том числе более 2,2 млн. тонн по перевалке растительных масел и насыпных пищевых грузов. Следовательно, через него может пойти основная отгрузка на экспорт российской масложировой продукции, в первую очередь подсолнечного масла и шрота. Мощность терминалов Новороссийского порта достигает порядка 150 млн. тонн, его основная специализация – перевалка зерна и нефтепродуктов.

В совокупности все эти терминальные комплексы смогут полностью удовлетворить потребности России в портовых мощностях по всем ключевым направлениям.

Если у России есть варианты по замене латвийских портов – Приморск, Усть-Луга, глубоководные порты Новороссийска и Тамани, то у Латвии нет, и в ближайшее время вряд ли появится достойная альтернатива российским грузам. Безусловно, ситуация серьезно затронет ту часть населения страны, которая занята в транспортной сфере. Согласно недавно опубликованному исследованию Всемирного Банка, каждый пятый житель Вентспилса и каждый десятый житель Риги так или иначе связаны с портовой деятельностью или заняты в смежных отраслях.

Сокращение грузопотока со стороны России приведет к частичной остановке работы Латвийских железных дорог и значительной недогрузке портовых мощностей, что станет настоящим ударом для транспортной системы Латвии. На сегодняшний день сложно подсчитать точный масштаб потерь, которые грозят латвийской экономике, если страна лишится российского транзита, но по мнению секретаря министерства экономики Латвии Эдгарса Таварса «уход российских грузов означает потери размером в 200-250 млн. евро каждый год». Инга Антане, президент общества «Балтийская ассоциация - транспорт и логистика», дает более сокрушительный для экономики страны прогноз. По ее мнению, потери Латвии будут значительнее – до 1 млрд. евро ежегодно.

Кризис – это новые возможности

А вот для России в целом ситуация складывается довольно позитивно. Фактором, ускорившим процесс «перетекания» грузов в российские порты, в первую очередь, стала рациональная тарифная политика. По словам бывшего министра сообщения Анрийса Матисса, в связи со снижением курса рубля относительно мировых валют, тарифы для операторов в портах России гораздо выгоднее латвийских. Большая часть российских перевозчиков только выиграет за счет ощутимого снижения в стоимости перевалки из-за невысокой цены рубля в сравнении с евро. Переориентация транзита, еще недавно отправлявшегося через Украину и Латвию, позволит загрузить ранее недозагруженные внутрироссийские портовые мощности.

В совокупности, развитие портовой инфраструктуры и перевалка грузов внутри страны позволят ощутимо пополнить государственный бюджет и создать дополнительные рабочие места.

Разумеется, российским портам еще предстоит улучшить сервис и оптимизировать затраты на перевалку грузов, но уже сейчас Россия в очередной раз смогла доказать мировому сообществу, что способна решать вопросы благодаря внутренним ресурсам и не готова идти на поводу международных политических манипуляций.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы