CBOT. Фьючерсы на сою выросли
08:15 — Мировые рынки
07:49, 24.10.2017 — От первого лица
автор: kvedomosti

Комментарий. П. Наумов: экспортировать надо не сырье, а продукты переработки.


Органическое сельское хозяйство вошло в число высокомаржинальных нишевых рынков в приоритетном проекте «Экспорт продукции АПК». На данный момент экспортеров органической продукции в России единицы. В рамках всероссийского исследования рынка органического сельского хозяйства и биологизации земледелия в России, Союз органического земледелия (СОЗ) подготовил экспертное интервью с одним из экспортеров сертифицированной органической эфиромасличной продукции в страны ЕС — Павлом Наумовым, директором ООО «Арома-трейд», членом СОЗ. В 2014 году одно из его предприятий, тоже сертифицированное по международным стандартам «органик», стало победителем всероссийского конкурса «Национальная экологическая премия имени В.И. Вернадского» в номинации «Экология в сельском хозяйстве. Экопродукция». 

– Павел Леонидович, как относятся к русской органике на международном рынке? Уважают, знают, доверяют?

– Конкретные зарубежные покупатели знают конкретных российских экспортеров, своих контрагентов и поставщиков – вот и все уважение, и доверие. Именно русская органика — такого сегмента отдельно нет, все обобщается до стран постсоветского пространства: РФ, Украина, Казахстан, Армения. И вот тут братцы-украинцы сделали всем нам недавно «подарок». Зерновая органическая продукция с Украины массово не прошла лабораторных проверок, и Еврокомиссия по органике обязала сертификационные органы удвоить внимание к производителям со всего постсоветского пространства, в комплексе. Удвоились проверки и, соответственно, удвоилась стоимость услуг сертификаторов. А она значительная, определяется в каждом индивидуальном случае, зависит от множества переменных – количества инспектируемых земель, количества товарных позиций и т.д. В моем случае в год около 500 000 руб.

– Какую премиальную надбавку в цене Вы получаете в процентах по сравнению с ценами на традиционную продукцию?

– На органические эфирные масла наценка около 20-30% по сравнению с обычными маслами. Выгоды в 2-3 раза нет и никогда не было, поэтому я сдержанно и отношусь к органическому экспорту. Да, интересно, но не более того.

– Насколько сложно выполнять условия зарубежных покупателей? Какие основные требования? 

– С трейдерами я не работал. А вот если говорить о конечных покупателях, которые являются импортерами в своих странах – у каждого свои тараканы, строго персональные, с его (покупателя) страной никак не связанные. Вопросы стандартные – качество, количество, цены, порядок расчетов. Ответы у каждого свои, как договоришься. Обычный бизнес-процесс, не связанный с тем, что ты россиянин, а он – американец или француз.

– Есть ли давление покупателей по ценам? Усиливается ли конкуренция?

– Любой покупатель всегда давит на цены, пытается максимально снизить. Любой продавец всегда пытается цены поднять. Обычный процесс договорного ценообразования, регулируется ситуацией на рынке на момент переговоров и личными способностями переговорщиков.

– Рынки каких стран наиболее интересны? Где проще и труднее всего работать?

– Где найдешь выгодного для себя покупателя, там тебе и интереснее. Один покупатель берет меньше, но дороже, другой – больше, но дешевле. Самый интересный покупатель – постоянный. И желательно, чтоб таких интересных покупателей было несколько, для диверсификации.

С точки зрения моего опыта реализации эфирномасличной органики — европейские страны одинаковы. Европа — это единый рынок и есть, за исключением Швейцарии (там собственный органический стандарт – Bio Suisse). В этом основная и суть – органические стандарты. В Европе – EU, в США – NOP. Считается, что стандарты несколько отличаются – в одном внимательнее к животноводству, в другом придирчивее к растениеводству, но это на уровне цифр. Сроки конверсий чуть различаются, требования к применяемым веществам и т.п. К тому же, не первый год рынки США и Европы проявляют лояльность к стандартам друг друга, могут, например, в США принять продукт, сертифицированный по стандарту EU. Кроме того, давно и плотно ведется работа по унификации требований и условий EU и NOP.

В двух словах – на какой рынок ориентируешься, по такому стандарту и сертифицируешься. Ну и сопровождающая, транзакционная, документация слегка различается по стандартам, соответственно – и по рынкам ЕС и США.

– Что ждет тех, кто сейчас будет выходить на мировой рынок?

– Тех, кто сейчас будет выходить на мировой рынок, ждут стандартные процедуры —  поиск покупателей, переговоры – кто кого. Ни послаблений, ни придирок – обычный экспорт.

– У органической продукции отдельная логистика, ее нельзя транспортировать с традиционной продукцией. В чем особенности? И как это сказывается на конечной цене?

– Особенности логистики органической сельхозпродукции – требования к упаковке, маркировке, к сопровождающим документам – везде указывается стандарт, по которому сертифицирована продукция. И соблюдаются обычные требования в рамках стандарта по хранению и перевозке (типа соблюдения правил товарного соседства). Во всем остальном – обычная логистика.

– Вы считаете, что при всей выгоде органического экспорта, необходимо, в первую очередь, развивать внутренний рынок. Почему?

– Вопрос внутреннего рынка надо делить на части. Выгода органического экспорта заметна по эфиромасличной продукции и, по моему мнению — в сравнении с полным отсутствием внутреннего рынка органических эфирных масел в России, т.е.- выгоднее нуля.

Рынок же зерновой органики в РФ уже существует, и он на подъеме. Да, конечно, российским органическим зерном интересуются за рубежом и цены предлагают традиционно выше, чем на неорганическое зерно, но! Переработать органическое зерно на органические муку, крупы, хлопья и реализовать уже эти продукты на внутреннем рынке – выгоднее, чем продать органическое зерно за рубеж.

Иностранных покупателей продукты переработки не интересуют, всех экспортеров, и российских тоже, в том числе и органических, за границей рассматривают только как поставщиков сырья. Потому внутренний рынок и выгоднее, и морально правильнее. Самое лучшее продадим – сами что кушать будем?

Вот если бы экспортировать органические крупы, муку и хлопья… Двигать на экспорт продукты переработки…Тогда, однозначно, да – максимальная выгода. А торговля зерном, как сырьем, только помешает продвижению продуктов переработки.

– И все же экспорт сегодня выгоден, отсюда и вопрос — что России необходимо делать для развития органического экспорта?

– Для органического экспорта органику надо сначала произвести, развить органическое производство, что неотделимо от развития внутреннего рынка. По моему глубокому убеждению – не должно быть никакого сырьевого экспорта в принципе, экспортировать надо только продукты переработки, и только после насыщения внутреннего рынка. Создали внутренний рынок, обеспечили его нужды полностью и вот тогда излишки продукции (!), не сырья (!) – предложить, и ненавязчиво, между прочим.

Не бегать за ними, не уговаривать, а предложить и ждать, степенно и с достоинством – пока сами придут и попросят. Они уже будут знать, что у нас на внутреннем рынке, и цены тогда свои диктовать, а не на их цены соглашаться. Вообще, развитие внутреннего рынка органики принесет пользу и государству, и гражданам гораздо больше, чем сырьевой экспорт органики. Переработка – это ведь рабочие места и зарплаты. И главное, здоровье потребителей, которые получат местные органические продукты дешевле импортных. Деньги россиян не уйдут за границу, а будут крутиться в экономике РФ. К тому же экспорт не сырья, а продуктов переработки – это и добавочная стоимость, и прибыль российского производителя, и налоги, доходы в бюджет – очевидная выгода всем.

– Что Вы делаете в направлении развития внутреннего рынка?

– Я занимаюсь двумя основными проблемами: качеством органических продуктов и популяризацией органики. Качество продукции начинается с поля, продолжается на складе и в цехе переработки. И кроме вопроса – как выращивать и перерабатывать, стоит еще вопрос – что выращивать и перерабатывать. Вообще, органика неразрывно связана с правильным и здоровым питанием, а значит, и продукция должна укладываться в это прокрустово ложе.

Например, мука. Не только из обычной мягкой пшеницы, но и из твердых пород. Не сортовая, а цельнозерновая, и грубого помола – а значит, и изо ржи тоже. И не только мука, но и хлеб из нее, и пшеничный, и ржаной. А раз из цельнозерновой муки – так не на дрожжах, а на закваске!

Или, например, крупа. Не из обычной мягкой пшеницы, а из спельты. Хлопья не из обычного овса, а из голозерного. И так по всем вопросам – комплексный подход. А вот сделать органику понятнее потребителю – гораздо сложнее. Рынок завален продуктами «эко», «био» — придется проделать огромную работу, чтоб объяснить людям, какая органика правильная и чем отличается от всего нынешнего мусора. Я лично для этого разъясняю отличия органики от остального «псевдо» абсолютно всем интересующимся, например, журналистам в интервью или просто, на бытовом уровне общения.

– Что может и должно делать государство для развития рынка органической продукции?

– Этот вопрос при видимой простоте – самый сложный. Работы очень много – комплексной, планомерной и методичной. Наскоком можно только навредить, и стране, и органическому производству. Русскую органику узнают и начнут уважать только после создания цивилизованного внутреннего рынка и никак иначе. Абсолютно все должны четко понимать и быть уверены, что органический продукт из России качеством выше среднего, четко проконтролирован и сертифицирован на очень серьезном уровне. Для этого нужно обеспечить следующее:

— органический стандарт РФ должен максимально соответствовать или вовсе совпадать с EU или NOP, это упростит именно экспорт – коммуникацию, поставки и документооборот. EU и NOP с каждым годом все больше и больше унифицируются между собой, и зачем против этого ветра плевать – ему можно подставить парус! Все уже придумано, все работает и продолжает развиваться – ситуация с этими стандартами ничем вообще не плоха, к чему придумывать велосипед? В России смогут работать все сертифицирующие компании с мировыми именами, конкурировать между собой, на благо российского производителя и в пику тем, кто наверняка захочет создавать сертификаторов своих, для коррупционной составляющей;

— среди сертифицирующих организаций встречаются компании, готовые за деньги сертифицировать что угодно. Что и привело ситуацию с украинскими производителями и к большой проблеме для всех. В России деятельность таких организаций необходимо решительно пресекать, с нашей-то любовью «решать вопросы» на уровне государственного стандарта;

Как? А вот как раз в EU и NOP существует система аккредитации сертификаторов (проверяют проверяющих), может и не идеальная, но весьма жесткая и довольно объективная, беспристрастная. А вот уже общественные организации, типа Союза органического земледелия, вполне способны создать и вести внутрироссийский рейтинг сертифицирующих органов, стать, так сказать, честью и совестью российской органики. И вот так, совместными усилиями можно добиться уважения к сертифицированным российским производителям и сертификации «органик» вообще.

— использование маркировки «органик» законодательно урегулировать жизненно необходимо. И отделить их от «эко» и «био». И тогда, при методичном и массовом информировании потребителей об «органик» (силами общественных организаций и самих производителей) – маркировкой «органик» пользуются только сертифицированные производители. А вот аферисты пусть жестко платят огромные штрафы;

— от государства необходимо еще одно – кроме вышеперечисленных действий не делать ничего, не придумывать дополнительных стандартов и не усложнять деятельность российских производителей органики и достойных, приличных сертификаторов. В таких условиях, кстати, в рамках цивилизованной органики, россияне запросто организуются и аккредитуются и сами станут сертифицировать и западным коллегам еще конкуренцию составят.

– Павел Леонидович, а роль общественных организаций?

– Массовая пропаганда органики и разъяснять, разъяснять, разъяснять. Статьи и телерепортажи об органических производителях. Все это в комплексе даст внутренний рынок именно продуктов органик, а не сырья. Это будет незыблемый фундамент, монолит, на котором можно будет возводить стены продуктового органического экспорта. Внутренний рынок не допустит ситуацию, как с польскими яблоками, когда закрылся российский рынок – их стало некуда девать. По нормальному должно быть иначе: есть экспорт – хорошо, нет экспорта – вам же хуже, сами съедим.

Наша справка: органом по сертификации Ecoglobe продукция ООО «Арома трейд» сертифицирована по стандартам EU и NOP, имеет статус «Organic» в производстве и экспорте. Продукция экспортируется в страны ЕС с 2015 года.

Автор: Анна ЛЮБОВЕДСКАЯ, Союз органического земледелия

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
CBOT. Фьючерсы на сою выросли
08:15 — Мировые рынки

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
27750.00 - 50 28000.00 + 0
ПФО
26300.00 + 400 27000.00 + 600
СКФО
28150.00 + 150 28500.00 + 0
ЮФО
28300.00 + 800 28500.00 + 0
СФО
28500.00 + 500 28500.00 + 0
на 2024-03-22
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70000.00 + 4500 72000.00 + 2900
ЮФО
68500.00 + 200 69500.00 + 200
ПФО
69500.00 + 100 70200.00 + 400
СФО
70200.00 + 0 70400.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы