Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
00:05, 26.05.2016 — Новости, "ЭФКО"
автор: OilWorld.Ru

Обзор российского рынка маргарина и спецжиров


Исследования компании ID-Marketing

В последние несколько лет основной тенденцией маргариновой отрасли в РФ является расширение сегмента производства специальных жиров и сокращение выпуска фасованных маргаринов. В сегменте жиров, помимо ведущего игрока – холдинга «Эфко», активно наращивают объемы производства и расширяют ассортимент выпускаемой продукции такие предприятия, как АО «Жировой комбинат» (г. Саратов, холдинг «Солнечные продукты»), ПАО «Евдаковский масложировой комбинат» (г. Воронеж, ГК «Благо») и ГК «НМЖК».
С точки зрения анализа общероссийских объемов производства, стоит отметить, что, по результатам 2015 года, выпуск маргарина вырос на 3% (рис. 1).

ris.1

Как и прежде, основная доля производства приходится на твердый маргарин – в 2015 году она составила 78,6%. Объемы выпуска этой продукции выросли на 4,8% по отношению к 2014 году, достигнув 412 тысяч тонн. В данном случае учтены объемы по Крымскому федеральному округу, однако его вклад незначителен – 239 тонн. Производство специальных жиров, по оценке ID-Marketing, в 2015 году увеличилось на 6%.
В сегменте спредов с 2010-го по 2013 год наблюдался ниспадающий тренд в производстве (рис. 2).

ris.2

В 2014-м и 2015 годах выпуск данного вида продукции в стране увеличивался на 5% ежегодно (в 2015 году, без учета Крымского ФО, рост составил 4,8%). Стоит отметить, что рост производства был обеспечен за счет увеличения объемов выпуска спредов в Уральском ФО, в частности, в 2015 году в 2,3 раза.
Совокупный объем экспорта маргарина и спецжиров* в 2015 году (без учета поставок в страны Таможенного союза – Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию) остался практически на уровне 2014 года, составив порядка 86 тысяч тонн. В структуре экспорта маргариновой продукции и жиров основным направлением выступают страны СНГ. В 2015 году более чем в 2 раза увеличился товарооборот с Грузией.
В сегменте кондитерского жира сократилась доля заменителей какао-масла (с 42% до 24%), что было вызвано снижением оборота с Украиной, предприятия которой являются основными покупателями данного вида продукта отечественного производства. В сегменте заменителей молочного жира наращивает объемы экспорта Евдаковский масложировой комбинат.
Импорт маргарина и спецжиров в 2015 году снизился на четверть по сравнению с 2014-м, составив порядка 96 тысяч тонн. Причина сокращения импорта аналогична вышеназванной – уменьшение торгового оборота с Украиной. Импорт маргарина и спецжиров украинского производства в 2015 году сократился на 85%.
Основной объем импорта приходится на поставки кондитерского жира, доля которого увеличивается с каждым годом. Так, в 2014 году на него приходилось 70,4% поставок, тогда как в 2008-м удельный вес этой продукции составлял только 40%. В 2015 году на фоне сокращения объемов ввоза маргарина в страну, доля кондитерского жира выросла до 83,4%, в то время как доля маргарина сократилась с 14% в 2014 году до 5,2% в 2015-м (рис. 3).

ris.3

В структуре импорта кондитерского жира заменители масла какао заняли 69%, а эквиваленты – 19%. С точки зрения общей структуры ввоза маргарина и специальных жиров за 2015 год совокупная доля альтернатив масла какао достигла 73%, против 59% в 2014 году. Таким образом, объемы импорта этих видов продукции составили чуть более 70 тысяч тонн.
В импорте заменителей какао-масла лидирующие позиции также занимают Индонезия и Малайзия, обеспечившие соответственно 46,3 и 31,7% совокупного объема поставок данной продукции в 2015 году (рис. 4). В сравнении с 2014 годом показатели ввоза индонезийской продукции увеличились на 10,5%, а малазийской не изменились.

ris.4

Лидирующее положение в импорте заменителей какао-масла среди производителей занимает индонезийская Pt. Musim Mas. В частности, в 2015 году доля компании составила 25%, при этом объемы поставок выросли на 22,7% по отношению к 2014 году. Второе место, по результатам 2015 года, заняла американская продовольственная компания Cargill – ее показатели в данном сегменте выросли к 2014 году на 19,8%. В тройку лидеров также вошла индонезийская PT. Wilmar Nabati.
Одной из основных составляющих рынка маргаринов и спецжиров выступает сегмент пальмового масла. Пальмовое масло используют для приготовления специальных жиров, таких как заменители молочного жира, эквиваленты масла какао, начиночные жиры, жиры для глазури, шортенинги и другие. В чистом виде пальмовое масло используется как фритюрный жир. На мировом рынке в 2014 году Россия занимала десятое место по объемам импорта пальмового масла.
В начале 2016 года правительством было выдвинуто предложение о введении акциза на пальмовое масло, которое было подержано Министерство сельского хозяйства. Предполагается, что с 1 июля 2016 года акциз может быть введен в действие. С учетом зависимости масложировой отрасли от данного продукта, это неизбежно приведет к увеличению себестоимости продукции, маргарина и спецжиров, и отразится на конечной цене потребительских товаров, в том числе кондитерских изделий. Роспотребнадзор предлагает разделить акцизы на техническое и пищевое масло.
По данным ID-Marketing, в 2015 году объем импорта пальмового и пальмоядрового продукта в Россию вырос на 20,4% к 2014 году. В данном сегменте также лидирует Индонезия. В 2015 году ввоз индонезийской продукции вырос на 18,8% по отношению к 2014-му. Среди производителей лидерство в импорте данной продукции в Россию принадлежит Musim Mas Group. В поставках пальмового продукта львиная доля приходится на производителей масложировой отрасли, при этом доля трех крупнейших импортеров – ГК «Эфко», Cargill и холдинга «Солнечные продукты» – растет из года в год. Так, в 2015 году эта доля достигла 80%.
В целом, по оценке ID-Marketing, в 2015 году видимая емкость рынка маргариновой продукции** выросла на 1,6%. За последние пять лет доля специальных жиров в общей структуре рынка увеличилась на 8,6%. Стоит отметить, что производство жиров и маргарина в стране является высококонцентрированным: на 10 предприятий приходится практически 100% в производстве маргариновой продукции.

* За исключением продукта с добавлением молочных жиров.

** Учитываются маргарины, спецжиры, смеси, спреды.

Исследовательская компания ID-Marketing

Опубликовано в журнале RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы