25 апреля 2025 года на территории приграничной железнодорожной станции Алашанькоу состоялось рабочее совещание представителей железных дорог Республики Казахстан и Китая. Мероприятие было организовано в целях исполнения пункта 22 к Протокольной записи 33-го очередного совещания смешанных комиссий пограничных железных дорог РК и КНР, а также в целях изучения мер по увеличению объемов перевозки растительных масел и высокобелкового корма (шрот/жмых).
В мероприятии приняли участие представители департамента международного сотрудничества ООО «Урумчийская железная дорога», АО «НК «КТЖ»», руководство и члены Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК), участники которой являются основными экспортерами масложировой продукции из РК (доля более 90%), а также грузополучатели из КНР.
В ходе совещания представитель АО «НК «КТЖ»» Кайрат Жумабаев отметил, что железнодорожный пограничный переход Достык-Алашанькоу является ключевым коридором для транспортировки растительных масел, который демонстрирует устойчивый рост объемов. На территории Алашанькоу имеется два терминала по перевалке растительных масел, первый - на железнодорожной станции, второй (новый терминал) в бондовой зоне, расположенный рядом со станцией. В 2024 году было перевезено 183 тыс. тонн растительных масел, рост по сравнению с прошлым годом составил 10%. В 2025 году по состоянию на 23 апреля объем перевалки растительных масел зафиксирован на уровне 71 тыс. тонн, что на 30% выше аналогичного показателя прошлого года, причем 66 тыс. тонн было перевалено через старый терминал.
Председатель правления НАПМК Ядыкар Ибрагимов сообщил о развитии экспортного потенциала масложировой продукции в направлении КНР. В частности, он отметил, что казахстанские маслозаводы в среднесрочной перспективе намерены увеличить поставки растительного масла до 500 тыс. тонн в год, а также нарастить объемы поставок шрота и жмыха до аналогичного объема, в связи с чем необходимо выработать меры по повышению пропускной способности пограничного перехода.
По информации председателя НАПМК, на сегодня основным фактором, сдерживающим трёхкратное увеличение перевалки растительных масел на пограничном переходе Алашанькоу, является неиспользование мощностей нового терминала, расположенного в бондовой зоне. Ключевым моментом в бондовой зоне является двойное декларирование и двойная проверка качественных и количественных показателей масла.
Для упрощения процедуры проверки продукции в бондовой зоне председатель правления НАПМК Ядыкар Ибрагимов предложил китайской стороне совместно приступить к реализации пилотного проекта по перевалке растительного масла через новый терминал с условием отправки груза по одному контракту и наименованию груза от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя группами по 22 цистерны.
Китайская сторона в лице ООО «Урумчийская железная дорога», в свою очередь, поддержала предложение. По согласованию с АО «НК «КТЖ»» и НАПМК планируется начать реализовывать этот проект уже с мая текущего года. По итогам рабочего совещания был подписан протокол между АО «НК «КТЖ»» и ООО «Урумчийская железная дорога».
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
42300.00 | - 200 | 42500.00 | - 500 |
ПФО |
41400.00 | - 100 | 42000.00 | - 100 |
СКФО |
43500.00 | - 500 | 43500.00 | - 1500 |
ЮФО |
43300.00 | - 100 | 43600.00 | - 400 |
СФО |
40000.00 | + 0 | 42000.00 | + 0 |
Регион | Закуп. | Изм. | Прод. | Изм. |
---|---|---|---|---|
ЦФО |
90500.00 | - 500 | 92500.00 | - 300 |
ЮФО |
91500.00 | - 500 | 93000.00 | - 500 |
ПФО |
92000.00 | - 1000 | 93700.00 | - 200 |
СФО |
91000.00 | + 0 | 93000.00 | + 0 |
Обсуждение