ЛЕНТА / АНАЛИТИКА
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
00:05, 20.11.2017 — Внутренний рынок
OilWorld.RU

Кто зарабатывает на подсолнечном масле.



В последнее время рентабельность переработки масличных в целом и подсолнечника в частности постепенно снижается: за последние несколько лет, при почти неизменившейся цене, затраты на переработку продолжают динамично расти. Средняя рентабельность переработки подсолнечника за август 2016 — сентябрь 2017 годов составила  -2% против 1% за аналогичный период в сезоне-2015/16 г.

Тренд по снижению рентабельности характерен для всего рынка, многие маслоперерабатывающие заводы заявляют об убыточности производства. Неконтролируемый рост мощностей по переработке подсолнечника привел к тому, что большинство из них недозагружены из-за дефицита маслосемян.

Вместе с тем, из-за мирового падения цен на нефтепродукты дешевеют и растительные масла, для которых нефть является базисом стоимости.

Ко всему прочему, снижение вывозной пошлины после вступления России в ВТО распахнуло «экспортное окно» для сырья, дефицит которого российские переработчики и без того испытывают уже несколько лет подряд.

Если в 1998 году, когда пошлина составляла 23%, сложившаяся на рынке масличных ситуация способствовала активному росту отечественной масложировой отрасли, то снижение пошлины до 6,5% после вступления России в ВТО, напрямую повлияло на ускорение падения доходности от переработки подсолнечника. Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев считает, что минусовая доходность от переработки подсолнечника в настоящее время достигает 7%.

Не до жиру, быть бы живу

В текущей ситуации удержаться на плаву по силам только крупным холдингам, которые могут компенсировать минусовую доходность от переработки подсолнечника производством продукции с высокой добавочной стоимостью, например, бутилированного масла, майонеза, специализированных жиров и маргаринов. Но даже при этом, маржа в лучшем случае может достигать 2-3%.

По данным Oilworld.ru, в пятерку крупнейших переработчиков подсолнечника, по итогам сезона 2016/17, входят агрохолдинги "Юг Руси" (1162 тыс. тн), "ЭФКО" (1060 тыс. тн), "Солнечные продукты" (1049 тыс. тн), "Астон" (746 тысн. тн), "НМЖК" (624 тыс. тн).

Имея вертикально-интегрированную структуру, эти компании занимаются глубокой переработкой подсолнечника, а также экспортом готовой продукции, отчасти перекрывая доходами от других бизнесов убытки от переработки.

Не спасает и то, что у многих крупных масложировых холдингов переработка подсолнечника давно стала безотходным производством. Побочный продукт переработки – подсолнечную лузгу - сжигают для получения тепловой и электрической энергии и обеспечения внутренних процессов предприятия, а шрот (экстракционный способ – 35%) и жмых (прессовый способ – 33%) реализуют в качестве кормовых добавок для кормления сельскохозяйственных животных. На сегодняшний день от общего количества кормовых добавок, производимых в России, они составляют порядка 85%.

А кто в плюсе

Если переработчики порой работают в минус, едва покрывая убытки, то в цепочке «от поля до прилавка» есть участники, прибыль которых остается стабильно высокой.

Профицит мощностей по переработке и востребованность сырья подсолнечника отраслью позволяют сельхозпроизводителям получать доход, в несколько раз превышающий расходы на производство. По словам Михаила Мальцева, рентабельность в производстве подсолнечника для сельхозпроизводителей достигает в некоторых случаях 60-80%.

Но если производители несут определенные риски, которые могут возникнуть как в неурожайный, так и в высокоурожайный год, то торговые сети, напротив, ничем не рискуют, из года в год зарабатывая высокую маржу.

К примеру, средняя наценка на продукты в супермаркетах Европы составляет порядка 12%, а средний срок окупаемости супермаркета – 10 лет. В России картина совсем иная. Новые сетевые магазины в нашей стране окупаются за 1,5-2 года. А средняя наценка на товары в разы выше европейской.

Если представить эти значения в денежном эквиваленте, то на примере подсолнечного масла, при средней стоимости одного литра продукта – 107 руб. без НДС, структура розничной цены будет выглядеть так: себестоимость — 51 рубль, наценка производителя — 3,66 рублей, налоги — 4,34 рублей и наценка розницы — 48 рублей.

Как помочь делу

Обеспечение устойчивого развития отрасли невозможно без регулирования на государственном уровне. Необходимость создания подобной системы для сбалансированного развития всех участников цепочки и контроля устойчивого ценообразования понимают и сельхозпроизводители, нуждающиеся в госдотациях, и переработчики, страдающие от нехватки сырья, и представители отраслевых союзов, призванных решать все эти проблемы на своем уровне.

За счет государственного регулирования и координации деятельности участников технологической цепочки по производству готовой продукции, можно обеспечить баланс интересов всех участников этой цепочки, а также создать предпосылки роста эффективности и устойчивости развития всех субъектов данного рынка.

Смягчение рыночных перегибов в установлении цены на готовую продукцию со стороны последнего звена производственной цепочки – сетей, может повысить привлекательность продукции на внутреннем рынке, а также покупательскую способность конечных потребителей, а это, в конечном счете, и обеспечивает продовольственную безопасность страны.

Обсуждение

Для того, чтобы оставить комментарий вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться.
Последние публикации в разделе
Аналитика цен по регионам на 17.04.2024
09:15 — Внутренний рынок
Популярное за неделю

Подпишись в соц.сетях!
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
28450.00 + 300 28500.00 + 0
ПФО
27650.00 + 400 28000.00 + 0
СКФО
28200.00 - 400 29000.00 + 0
ЮФО
28350.00 + 200 29000.00 + 0
СФО
28500.00 + 0 28500.00 + 0
на 2024-04-12
Регион Закуп. Изм. Прод. Изм.
ЦФО
70150.00 + 50 71870.00 + 0
ЮФО
69600.00 + 1000 70500.00 + 1000
ПФО
69550.00 + 50 70050.00 + 0
СФО
70200.00 + 0 70500.00 + 0

Сводная таблица по зарубежным индексам

Сравнение котировок

Мировые балансы


Выберите регион
все страны и регионы